Борис Ротенберг
© РИА Новости / Владимир Федоренко
Борис Ротенберг

Журнал Forbes опубликовал статью-расследование о компании, название которой не на слуху у широкой публики, но чей бизнес оказался настолько успешен, что ее совладельцем стал младший из братьев Ротенбергов - Борис. Речь идет о реставрационной компании "Интарсия" из Петербурга, в портфолио которой Кремль, Эрмитаж и церковь в селе родителей президента Владимира Путина.

Один из крупнейших строительно-реставрационных холдингов страны с выручкой больше 10 млрд рублей создал предприниматель Виктор Смирнов, пишет журнал. Одно время "Интарсию" называли близкой бывшему управляющему делами президента РФ Владимиру Кожину, а год назад Смирнов уступил контроль в строительном бизнесе своего холдинга миллиардеру Борису Ротенбергу.

На сайте компании указывается, что свою деятельность фирма начала в 1992 году как реставрационная мастерская. В 1994 году компания трудилась над реставрацией первого корпуса Кремля. В середине 1990-х "Интарсия" получила заказы на реставрацию Московского зоопарка и воссоздание храма Христа Спасителя. В 1997 году питерцы снова реставрировали кремлевские стены и башни, затем Оружейную палату, Большой Кремлевский дворец и 14-й корпус Московского Кремля.

В конце 1990-х на средства меценатов "Интарсия" отреставрировала визитную карточку Петербурга - Ростральные колонны и коней скульптора Петра Клодта на Аничковом мосту. Деньги предоставил "Балтонэксим Банк", сумма была небольшой - около 1,5 млн долларов, но сам проект имел большие последствия.

Подряд на "Русскую Версалию"

В 2000 году Владимир Путин, став президентом, решил провести саммит Россия - ЕС в рамках празднования юбилея северной столицы в 2003 году. Он поручил управляющему делами президента (УПД) РФ Владимиру Кожину собрать с крупных частных компаний деньги на реставрацию Константиновского дворца в Стрельне.

Сборщиком подати Кожин назначил своего давнего питерского протеже Геннадия Явника, который стал гендиректором созданного в начале 2001 года благотворительного фонда "Константиновский". Сам Кожин возглавил совет фонда. Крупнейшим меценатом в фонде называют компанию "Транснефть"

Первоначально затраты оценили в 150 млн долларов, но затем чиновники УДП удвоили эту сумму, признав, что недооценили масштаб разрушений. Уже после приемки дворцового ансамбля решили дополнительно собрать деньги на завершение работ, и в итоге сумма выросла до 340 млн долларов. Проект финансировали "Роснефть", РАО ЕЭС, Сбербанк, "Еврофинанс", Альфа-банк, "Сургутнефтегаз", Siemens, "Мегафон" и "Транснефть".

Подряд на "Русскую Версалию" был сложным, но престижным, на объекте работали десятки строительных и реставрационных компаний. Объем выполненных "Интарсией" работ составил 15 млн долларов.

В 2000-е "Интарсия" превратилась в один из крупнейших строительно-реставрационных холдингов с персоналом 1500 человек. Ее название означает ремесло инкрустации деревянной мебели, но после "Константиновского" компания стала ассоциироваться с крупными подрядами. "Интарсия" отреставрировала десятки архитектурных памятников Петербурга. В группу вошли управляющая, реставрационная и строительная компании, а также архитектурное бюро.

К 2009 году, когда выручка группы превышала 2 млрд рублей, перечень отреставрированных зданий пополнился еще тремя объектами УДП. Это был субподряд на реставрацию зданий Сената и Синода, а также генподряд на воссоздание Покровской церкви на родине родителей Путина в селе Тургиново Тверской области. Третий объект - реконструкция усадьбы Лобановых-Ростовских.

Питерские СМИ начали писать об "Интарсии" как о компании, близкой к Кожину. "Фамилия Кожин нам никак не помогала, управделами я видел только на объектах, и личных отношений у нас не было", - утверждает Смирнов.

Главный проект жизни и коррупционный скандал

По словам Смирнова, "Интарсия" выросла за счет профессионализма - такого опыта нет ни у одного подрядчика в России. "В компании работают почти полтысячи мастеров. Никакой административный ресурс не поможет выполнить работы в том же объеме, в каком можем мы", - говорит он и приводит в пример Крюковские казармы.

Главным проектом своей жизни Смирнов называет генподряд на реставрацию восточного крыла здания Главного штаба Государственного Эрмитажа. За этот проект он удостоился "Оскара" в сфере недвижимости - престижной мировой премии FIABCI Prix d’Excellence (золото), которая вручается при поддержке Wall Street Journal.

На реставрацию первой очереди восточного крыла Главного штаба "Интарсия" в 2008-2010 годах получила на конкурсе 4,4 млрд рублей. Контракт на вторую очередь стоимостью 6,2 млрд рублей с компанией заключили без конкурса, а итоговая смета могла быть увеличена. Эти факты свидетельствуют о наличии коррупционных признаков, заявила в 2013 году Счетная палата. Заказчиками были Фонд инвестиционных строительных проектов Петербурга и Международный банк реконструкции и развития. Их представители заявили, что не видят никаких нарушений и контракт был стандартным, а конкуренты "Интарсии" не смогли пройти предквалификационный отбор.

Смирнов, впрочем, признает, что лоббирование в реставрационной отрасли играет большую роль. По его оценке, получение крупного заказа на 50% зависит от профессионализма, а на 50% - от влиятельных покровителей.

"Профессионализм очень важен, но вклад в успех и вклад в победу при получении госзаказа на 95% зависит от лобби", - говорит глава проектного бюро, работающего по заказам мэрии Москвы.

Ежегодная выручка холдинга к концу "нулевых" превысила 10 млрд рублей.

"Интарсию" стали преследовать неудачи, но тут компанию приобрел Ротенберг

Последние два года "Интарсию" преследуют неудачи. Главным источником неприятностей Смирнов считает подряд на особняк Лобановых-Ростовских, известный как "Дом со львами". В 2009 году компания стала генподрядчиком на его реконструкцию под отель Four Seasons Hotel Lion Palace St. Petersburg. Девелопер проекта - компания "Тристар Инвестмент Холдингс" сына главы РЖД Андрея Якунина, управляющего фондом VIYM.

Отель должен был открыться еще в 2011 году, но распахнул свои двери, в том числе и для первых лиц иностранных государств, лишь в 2013-м. Заказчик обвинил "Интарсию" в задержке сдачи работ более чем на 400 дней. Компания "Тристар" потребовала через суд взыскать с "Интарсии" около 4 млрд рублей в виде штрафов, пеней и неиспользованного аванса. У "Интарсии" есть встречный судебный иск - о взыскании 600 млн рублей, которые "Тристар" якобы незаконно присвоил, воспользовавшись банковскими гарантиями реставратора.

В 2014 году число судебных исков к "Интарсии" выросло с шести до 36, хотя примерно половину не приняли к производству за несоответствие процессуальному кодексу. В сентябре 2014-го в Арбитражный суд было подано два фальшивых иска от имени управляющей и реставрационной компаний ГК "Интарсия" о признании их банкротами.

Резкое сокращение контрактов, предъявленные разом счета по оплате гарантий, бесконечные судебные разбирательства, претензии Счетной палаты и появление агрессивных конкурентов могут подорвать любую успешную компанию, отмечает Forbes, задаваясь вопросом, грозит ли "Интарсии" подобная участь.

В 2013 году по предложению Смирнова миллиардер Борис Ротенберг приобрел 75% в одной из структур холдинга - строительной компании "Интарсия". Его брату и тоже миллиардеру Аркадию Ротенбергу принадлежит бывшее строительное управление Минобороны стройхолдинг ГВСУ. "Компания была приобретена под будущие проекты", - сообщил представитель Ротенбергов.

"В 2014 году у "Интарсии" появились заказы от Министерства обороны", - говорит заместитель гендиректора "Интарсии" Александр Новиков. По заказу Главного управления обустройства войск, подчиненного Минобороны, компания отреставрирует Константиновское училище для переезда Суворовского военного училища. В марте 2014-го "Интарсия" выиграла конкурс на этот заказ стоимостью 5 млрд рублей, а после получила еще два небольших заказа. До этого с Минобороны компания Смирнова не сотрудничала.

Смирнов отношения с Ротенбергом комментировать отказался. Покровителя и партнера на таком уровне у Смирнова до сих пор не было, резюмирует журнал.