Russian Look

Столичный район Вешняки оккупировали грызуны. Их здесь уже не воспринимают как диковину: жители видят их несколько раз в день - чаще, чем собственных соседей. Эксперты объясняют, почему предпринимаемые властями меры по борьбе с крысами не работают.

"Я живу на втором этаже. Вот только сегодня захожу в подъезд, а крыса, представляете, спокойно спускается мне навстречу по лестнице... И даже не здоровается!" - рассказывает "Московскому комсомольцу" жительница соседнего дома номер 5 Елена.

О том, какая крысиная возня начинается к семи - восьми часам вечера, горожане говорят почти со слезами на глазах. "Мы неоднократно звонили в ЖЭК, в управу, в префектуру. Ответ один: "Вашу заявку передадим", - вспоминает Светлана Сорина. 26 мая женщина обратилась в местную санэпидемстанцию (СЭС), там ей сообщили, что по телефону они не общаются: "Сказали - приезжайте и пишите заявление в двух экземплярах". Но вопрос требует срочной реакции.

Обходя дом в дневное время вместе с жителями, корреспондент МК увидел не одну крысу - то и дело кто-нибудь восклицал: "Вон-вон, снова побежала!" "Кто-то услышал, что вы должны приехать в наш дом, сразу убрали мусор, начали засыпать норки и замазывать дыры", - говорит Светлана Сорина. Возле нор виднеется розовый порошок - отраву тоже насыпали сегодня утром. "Самое ужасное - они заделывают дыры снаружи дома, а крысы остаются внутри и ищут выход".

Подтверждает слова Светланы и то, что в соседних домах следов отравы нет - сюда обработчики не заглянули, хотя проблема та же: Елена из дома N5 показывает дыры в потолке подъезда, откуда периодически падают крысы прямо на головы входящим жильцам.

Жители борются с грызунами своими силами: кто-то расставляет мышеловки, кто-то заделывает крысиные норы. "В кухне крысы прогрызли пол. Нам пришлось цементировать дыру за свой счет", - рассказала жительница седьмого дома. Хотя это больше похоже на оборону - победить десятки крыс, захвативших подвалы домов, такими способами жильцам, конечно, не под силу.

В беспомощности признались и в районной жилищно-эксплуатационной конторе: "Понимаете, весь район в крысах, потому что им здесь раздолье. Недавно мы перекрыли доступ к бытовым отходам, поставив шибер в мусоропроводах. Теперь они бегают по участку в поисках пищи, - разъяснила сотрудница ЖЭКа Татьяна Бочинская. - Мы три раза в месяц проводим плановую обработку. В подвалах стоят насосы".

На вопрос, почему, раз результаты нулевые, не предпринимаются более эффективные меры, Татьяна Анатольевна ответила: "Даже не знаю, чем можно помочь... Мы отправляем запросы в обрабатывающую компанию. Наверное, самое эффективное - пусть люди не оставляют мусор на улице. Нужно перекрыть крысам доступ к пищевым отходам, тогда проблема будет решена".

Дайте крысам яду

Проблему прокомментировал доктор биологических наук Валентин Рыльников: "Вообще, с проблемой грызунов в столице дела обстоят из рук вон плохо. Приманку раскладывают для вида. Чтобы этот яд подействовал, его нужно много: крыса съедает в день 30 граммов сухого корма. Антикоагулянты действуют, если крыса питается ими 2-3 дня. Нетрудно подсчитать, сколько яда требуется для выведения десятков крыс. А сколько раскладывают обработчики? О какой эффективности можно говорить? В результате те небольшие деньги, которые правительство выделяет на эти работы, уходят в пустоту. Фирмы по дератизации просто не выполняют свои прямые обязанности. В качестве примера: в отличие от множества частных московских компаний в Будапеште работает лишь одна служба, которая проводит дератизацию. Достаточно одного звонка, чтобы к вам выехали специалисты. Результат - в столице Венгрии практически нет крыс".

По данным экспертов, в Москве официально регистрируют 200–300 крысиных укусов в год. Крысы могут быть возбудителями таких заболеваний, как содоку, псевдотуберкулез, геморрагическая лихорадка. Кроме того, немало бактерий скапливаются на зубах животного - укус городской крысы может занести в организм инфекцию вплоть до гангрены и столбняка.