© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

Роскомнадзор в соответствии с решением Таганского суда Москвы будет блокировать сервисы, позволяющие обходить блокировку Telegram.

"Роскомнадзор принимает и будет принимать все необходимые меры для выполнения решения суда, в том числе связанные с ограничением доступа к интернет-ресурсам, способствующим функционированию сервисов компании Telegram Messenger Limited Liability Partnership. Обращаем внимание, что в решении Таганского районного суда относительно Telegram обязанность прекратить создавать технические условия для доступа к мессенджеру возложена не только на Роскомнадзор, но на "иные лица", то есть, в том числе и на компании - владельцев VPN и прокси-сервисов", – сообщили ТАСС в пресс-службе ведомства.

Отметим, что Роскомнадзор весьма решительно взялся за блокировку Telegram. Так, вечером 16 апреля ведомство заблокировало около 2 млн IP-адресов, принадлежащих компаниям Amazon и Google, поскольку разработчики Telegram начали использовать их для обхода блокировки. Эта блокировка отразилась на пользователях мессенджера Viber, в работе которого вскоре возникли перебои. При этом в настоящее время, по сообщениям абонентов ряда российских провайдеров, Telegram на их ПК и смартфонах работает и без использования прокси-серверов и VPN.

Кроме того, 16 апреля Роскомнадзор уже выслал уведомления о предстоящих блокировках "за экстремизм и призывы к массовым беспорядкам" владельцам некоторых прокси-серверов и VPN, пишет TJ со ссылкой на IT-консультанта ФБК Владислава Здольникова. Наконец, ранее в РКН пообещали потребовать от магазинов Google Play и App Store удалить приложения Telegram.

"Роскомнадзор направил в Apple и Google требование об удалении Telegram из магазинов приложений данных компаний. Ответом должно стать удаление приложения Telegram", - сообщили во вторник в ведомстве агентству "Интерфакс".

Напомним, закон о VPN-сервисах и анонимайзерах, обязывающий их владельцев блокировать доступ к запрещенным в России сайтам, вступил в силу 1 ноября прошлого года. В конце февраля стало известно, что за три с лишним месяца Роскомнадзор не направил не одному сервису обхода блокировок требование закрыть для пользователей доступ к запрещенным сайтам.

Решение суда о блокировке Telegram было вынесено по иску Роскомнадзора, поданному 6 апреля. Суд постановил ограничить доступ к Telegram немедленно до исполнения сервисом обязанностей по передаче ключей шифрования ФСБ. Это решение может быть обжаловано в течение месяца в Мосгорсуде, и адвокаты Telegram намерены воспользоваться этой возможностью. 16 апреля Роскомнадзор приступил к блокировке Telegram.

В связи с началом блокировки сервиса основатель Telegram Павел Дуров отметил, что этот шаг ухудшит качество жизни 15 млн россиян и негативно скажется на национальной безопасности РФ, поскольку часть личных данных граждан попадет из нейтральной к РФ площадки в контролируемые из США WhatsApp и Facebook. При этом на уровне террористической угрозы в России блокировка, по мнению Дурова, никак не скажется.

20 марта Верховный суд отклонил иск мессенджера об отмене приказа ФСБ, определяющего порядок передачи ключей шифрования. Уже через несколько часов Роскомнадзор направил в адрес Telegram уведомление о необходимости исполнения обязанностей организатора распространения информации. При этом в ведомстве сослались на вступившее в силу ранее решение мирового суда, который оштрафовал Telegram за отказ передавать ФСБ ключи шифрования.

В пресс-службе ведомства тогда уточнили, что по истечении 15 дней Роскомнадзор направит исковое заявление в суд с требованием об ограничении доступа к интернет-ресурсам Telegram на территории РФ. В тот же день Павел Дуров отказался выполнять требование Роскомнадзора и пообещал, что Telegram продолжит стоять на страже свободы и конфиденциальности.

2 апреля Telegram уведомил Роскомнадзор о невыполнимости требования ФСБ о предоставлении ключей для дешифровки сообщений пользователей. Как говорилось в опубликованном документе, администратор сервиса в существующей архитектуре "ни при каких условиях не имеет доступа к информации, дающей возможность декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых с его помощью электронных сообщений". В связи с этим сервис не может исполнить требование о передаче ключей шифрования.