Стивен Сакур
Global Look Press
Стивен Сакур
 
 
 
Стивен Сакур
Global Look Press

Одним из источников твердой валюты для КНДР остаются ее рабочие, которые трудятся за рубежом. Об этом рассказал в эксклюзивном репортаже на этой неделе Стивен Сакур, ведущий программы HARDtalk британской вещательной корпорации BBC.

Знаменитый журналист, в частности, показал стройплощадку во Владивостоке, где работают граждане Северной Кореи.

Десятки тысяч северокорейцев уже работают на различных объектах России, многие из них заняты в строительстве на Дальнем Востоке. Правозащитники называют этот труд рабским, отмечается в репортаже BBC. Лидер Северной Кореи Ким Чен Ын недавно распорядился об увеличении числа бригад таких рабочих.

В ответ на запрос BBC об условиях использовании труда рабочих из Северной Кореи на Дальнем Востоке министр экономического развития России Алексей Улюкаев сообщил британцам, что разрывать связи с северокорейскими экономическими и политическими структурами, с его точки зрения, вряд ли будет полезно.

Из официальных источников известно, что с 1967 года по 1995 год в рамках межправительственного соглашения между СССР и КНДР рабочие из Северной Кореи вели лесозаготовки на территории Сибири и российского Дальнего Востока, и многие лесозаготовительные предприятия имели свои подсобные хозяйства.

В последние два десятилетия основными причинами отъезда в Россию являются безработица в КНДР и бедность.

В 2011 году Ким Чен Ир посетил Россию, где, по данным южнокорейской разведки, заключил соглашение об увеличении числа своих граждан, отправляемых в Россию на работу. До 70% месячной зарплаты рабочих, составляющей от 40 до 100 долларов в месяц, у них забирают в пользу государства в знак "верности Вождю".

По данным ФМС, за год в Россию въезжают до 20 тыс. граждан КНДР. Примерно столько же им выдается разрешений на работу - на лесозаготовках и предприятиях по переработке древесины, на объектах строительства и на объектах сельского хозяйства. Больше всего северных корейцев приезжает в Приморский край (не менее 25%), Новосибирскую область, Хабаровский край, Иркутскую область и Амурскую область.

Трудились граждане КНДР и на строительстве комплекса зданий Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский, где в дни саммита АТЭС 2012 года проживали мировые лидеры и рядовые участники форума.

Тогда профессор экономики из Владивостокского государственного университета Александр Латкин в интервью канадской газете The Globe and Mail рассказывал, что северных корейцев считают лучшими работниками - они без устали работают с утра до ночи, при этом не требуют ни высокой зарплаты, ни нормальной еды, ни приличных условий проживания. Профессор убежден, что привлечение труда приезжих из КНДР является "формой рабства".

Местные предприниматели на условиях анонимности рассказали изданию, что за несколько недель до начала саммита власти приказали им прекратить использовать труд иностранцев, чтобы, по всей видимости, не попасть под град критики со стороны международной общественности.

В апреле этого года замглавы министерства по развитию Дальнего Востока Максим Шерейкин заявил в интервью РИА "Новости", что Северная Корея готова поставлять работников на Дальний Восток "в неограниченном количестве" и может стать альтернативой Китаю в качестве поставщика дешевой рабочей силы. По его словам, этим надо пользоваться, "если мы получаем дешевый экономический ресурс, причем ресурс достаточно управляемый в силу просто определенной дисциплины и организационного обеспечения со стороны Северной Кореи".

В гораздо больших объемах Северная Корея поставляет рабочую силу в Китай.

Отметим, как и предполагали аналитики, на фоне международной изоляции КНДР и санкций, которые западный мир ввел как против России, так и против Северной Кореи, сотрудничество между двумя странами выходит на новый уровень.

В 2014 году РФ простила своим азиатским партнерам долг в 10 миллиардов долларов, что составило 90% от общей суммы задолженности. Еще одним признаком укрепления российско-северокорейских отношений стало решение Пхеньяна об облегчении визового режима для российских инвесторов и сотрудников отечественных компаний, работающих в КНДР.