Владислав Иноземцев
Russian Look
Владислав Иноземцев
 
 
 
Владислав Иноземцев
Russian Look

Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев утверждает, что на госзакупках воруют столько же, сколько федеральный бюджет тратит на образование, культуру и спорт, вместе взятые.

Бюджетные организации в России каждый год тратят на покупку товаров и услуг от 8 до 11 трлн рублей. В 2011 году тогда еще президент Дмитрий Медведев констатировал: в ходе госзакупок расхищается не менее 1 трлн рублей, или около 10% средств. Эта сумма превышает расходы федерального бюджета на образование, ЖКХ, культуру и СМИ, физкультуру и спорт и охрану окружающей среды вместе взятые. Но эксперты уверены, что воруют еще больше, и 40-50% уходит в виде откатов в карманы чиновников.

Формально ситуация находится "под контролем", пишет Иноземцев в "Комсомольской правде": более 70% государственных и муниципальных заказов размещается на открытых аукционах. Они проходят в электронной форме на пяти уполномоченных интернет-площадках, где зарегистрировано более 245 тысяч заказчиков.

Но, во-первых, существующая система контролирует только процесс заключения контракта, а не его исполнение. И здесь обойти закон очень легко. Значительная часть контрактов не выполняется, а в этом случае право поставки переходит к другому участнику торгов, предложившему следующую по выгодности цену. То есть в конкурсах могут участвовать подставные и "нужные" компании.

Во-вторых, данные по предыдущим поставкам не систематизированы. До 70% всех товаров и услуг закупается год от года. И было бы правильно ориентироваться на уже сложившиеся цены, а не начинать всякий раз заново.

В-третьих, электронные площадки определяют победителя, а далее он уже сам заключает контракт с бюджетным учреждением. Именно тут и возникает "коррупционная связка".

Всегда можно найти повод придраться к исполнителю и отказаться от заключения контракта. Суд в таких случаях редко встает на защиту поставщиков. В результате формируется специфический уровень цен. В них уже включена коррупционная составляющая. В существующей системе компании-поставщики априори закладывают в свои заявки мзду для чиновников.

Сегодня в России сформировалась очень "затратная" экономика, поясняет эксперт. Так, в прошлом году средняя цена на закупаемый армией автомат Калашникова была в 9,5 раза выше, чем в 2000 году (курс доллара за это время почти не изменился).

Средний километр четырехполосной автотрассы в Центральной России стоит втрое дороже, чем в Центральной Европе. Выделенная линия скоростной железной дороги от Парижа до Страсбурга длиной 406 км обошлась в 3,1 млрд евро (7,6 млн. евро за км), а на дорогу Москва - Екатеринбург планируется потратить 1,5 трлн рублей (19 - 23 млн евро за км).

Федеральная контрактная система, организованная по европейскому образцу, - это идеал для современной России. Но, видимо, пока недостижимый. Именно поэтому было бы правильнее организовать независимую систему оптовых посредников, способных на деле разорвать связку между бизнесом и государством - связку, лежащую в основе российской коррупции, считает эксперт.