Глава Росстата: пятая часть российской экономики - теневая
Вести
Глава Росстата: пятая часть российской экономики - теневая Российская экономика начала уходить в "тень" из-за кризисных явлений и в том числе проблем на рынке труда, которые как раз начались в третьем квартале 2009
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Глава Росстата: пятая часть российской экономики - теневая
Вести
 
 
 
Российская экономика начала уходить в "тень" из-за кризисных явлений и в том числе проблем на рынке труда, которые как раз начались в третьем квартале 2009
Вести
 
 
 
Глава Счетной палата Сергей Степашин также высказывался на эту тему, призвав как можно скорее освободить российский средний и малый бизнес "от избыточного фискального и административного давления
Вести

Показатель доли теневой экономики в России начал расти в конце третьего квартала прошлого года и сейчас составляет примерно 20%, сообщил в интервью "Российской газете" глава Росстата Александр Суринов.

Он пояснил, что российская экономика начала уходить в "тень" из-за кризисных явлений и в том числе проблем на рынке труда, которые как раз начались в третьем квартале 2009.

"Оценки теневой экономики (мы ее называем ненаблюдаемой экономикой) - не цель Росстата, но косвенный продукт наших макроэкономических расчетов, - отметил Суринов. - Мы должны оценить валовой внутренний продукт страны, потому что это самый главный измеритель величины национальной экономики. И для нас не важно, в тени производится добавленная стоимость, или на свету, или в полутени".

- На юге России теневая экономика составляет 60%
- Deutsche Bank: теневая экономика - благо в кризис

Теневая, или скрытая, экономика - производство или предоставление услуг, при котором скрываются доходы, чтобы уйти или от уплаты налогов, или от исполнения законодательства.

В то же время масштабы коррупции чиновников и правоохранительных органов оцениваются экспертами приблизительно в треть ВВП России. Фирмы вынуждены увеличивать производственные расходы до 40% ввиду необходимости давать взятки чиновникам и правоохранительным органам, подсчитали в PricewaterhouseCoopers.

Отметим, что на этой неделе глава Счетной палата Сергей Степашин также высказывался на эту тему, призвав как можно скорее освободить российский средний и малый бизнес "от избыточного фискального и административного давления, что даст возможность "легализовать огромный пласт некриминальной теневой экономики".

Как напоминает IFX.ru, по части доли теневой экономики оценки давал ранее глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мокрецов. В конце сентября прошлого года он заявлял, что опасения относительно массового ухода бизнеса в тень не оправдались. Это стало комментарием к прозвучавшему ранее мнению экспертов, что за период кризиса 35% предприятий перешло в теневую экономику. "Такие опасения были в начале года... Но такого массового явления мы сейчас не наблюдаем", - сообщил он журналистам в рамках расширенного совещания ФНС. При этом он отмечал, что ФНС в целом не оценивала масштаб перехода в теневую экономику.

Хотя, по его словам, существует возможность относительно легкого перехода из нетеневой экономики в теневую. Это связано с тем, что в России достаточно просто зарегистрировать бизнес. Кроме того, налоговые органы РФ не имеют автоматического доступа к банковским проводкам и вынуждены запрашивать информацию о них, в отличие от своих иностранных коллег.

Для сравнения, "тенизация" экономики Украины в условиях финансово-экономического кризиса, по мнению аналитиков, приобрела тотальный характер и оценивается отдельными экспертами и исследователями в объеме до 60% ВВП.

Deutsche Bank: теневая экономика - благо в кризис

Между тем недавно специалисты Deutsche Bank пришли к выводу, что страны с большим распространением нелегальной экономической активности лучше переносят рецессию. В качестве примера, немецкие банковские специалисты привели Грецию, которая на всю Европу прославилась "черным рынком".

Реальных цифр, безусловно, никто не знает, но догадываются, что теневой сектор достаточно развит в стране. Как пишет MoneyTimes.ru со ссылкой на The Financial Times, доля нелегальной экономической активности от ВВП в Греции составляет 25%.

Однако во время глобального кризиса, при дефицитном бюджете и внешнем долге в 125% ВВП, падение экономики в 2009 году отмечено всего на 0,7%. Не намного от Греции отстал и ещё один европейский "теневой" лидер - Португалия. Снижение ВВП в самой западной европейской стране составило 2,6%. В то время как в среднем по Старому Свету отмечено падение экономики в 4%.

Вместе с тем, как отмечают аналитики Deutsche Bank, относительно благополучно, но хуже, чем Греция и Португалия, рецессию переживают страны, где теневого сектора в экономике практически нет – Франция, Нидерланды, Австрия. "В этих странах люди чувствуют, что государство честно по отношению к ним, и в обмен на свои налоги они получают довольно много товаров и услуг, - цитирует Financial Times австрийского профессора из университета города Линц Фридриха Шнайдера. - Соответственно, они с большей вероятностью будут платить налоги, что увеличивает поступления в бюджет".

Менее всего "рецессиостойки" окажутся государства, где средняя нелегальная активность в экономике. Специалисты Deutsche Bank высчитали наиболее неблагополучную долю теневой составляющей экономки - 14,3318% от ВВП. Самой близкой из европейских стран к "неблагоприятному" уровню соотношения внутреннего валового продукта и теневого сектора оказалась Германия, где, согласно подсчётам экспертов, доля "тени" от ВВП составила 14,6%.