Financial Times: арест Ходорковского стал шоком для российского бизнеса
Архив NEWSru.com
Financial Times: арест Ходорковского стал шоком для российского бизнеса
 
 
 
Financial Times: арест Ходорковского стал шоком для российского бизнеса
Архив NEWSru.com

Арест Ходорковского стал шоком для российского бизнеса, он сбил с толку и напугал многих российских капиталистов. Арест прямо не оказывает влияния на их деятельность, но теперь многие опасаются, что доверие к бизнесу будет подорвано, а региональные чиновники начнут притеснять предпринимателей.

Андрей Коркунов был одним из последних, кто пожал руку российскому миллиардеру Михаилу Ходорковскому до его ареста. Коркунов, бывший офицер армии, ставший бизнесменом, вместе с Ходорковским принимал участие в экономической конференции в Нижнем Новгороде. По окончании конференции первый полетел в Москву, а второй сел в свой личный самолет и отправился в Новосибирск, в аэропорту которого его и арестовали, пишет Financial Times, статью которой публикует InoPressa.

"Это был шок. Это был психологической шок для российского бизнеса. Мы все считаем, что нет причин, по которым бизнесмена нужно сажать в тюрьму. Можно расследовать то, как он платит налоги, и другие предполагаемые нарушения. Но сажать бизнесмена в тюрьму - это неправильно", - считает Коркунов, основатель предприятия по производству шоколадных конфет.

Теперь бизнес-сообщество с опасениями вспоминает события трехлетней давности. Когда президент Владимир Путин позволил прокуратуре начать преследование медиаолигарха Владимира Гусинского три года назад, в результате чего тот был вынужден покинуть страну, отдельные губернаторы развернули охоту на владельцев региональных телеканалов.

По словам Егора Гайдара, пионера российских экономических реформ и директора Института экономических проблем переходного периода, он не знает, распространится ли наступление за пределы ЮКОСа. "Проблема в том, что не знает этого и бизнес", - подчеркивает он.

Флагманы бизнеса предпочитают не нарываться. Только у Анатолия Чубайса, руководителя РАО ЕЭС, оказалось достаточно смелости, чтобы публично подвергнуть Кремль критике. Также сильную поддержку оказала Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства. Остальные хранили молчание.

Но если бизнесмены мало говорят, значит, они много думают, отмечает FT. Чубайс уже предупредил, что дело против ЮКОСа может привести к утечке инвестиций и капитала. На прошлой неделе Центробанк заявил, что во второй половине 2003 года Россию, возможно, ожидает утечка капитала в 13 млрд долларов, что изменит тенденцию первых шести месяцев, когда капитал начал возвращаться в Россию.

Дело против ЮКОСа уже заставило некоторые иностранные компании отложить планы инвестиций. В их числе - французская Danone, которая планировала приобрести российский "Вимм-Билль-Данн". Есть и такие, кто намерен продолжить реализацию своих программ, к ним относится нефтяная компания Royal Dutch/Shell, которая инвестирует в разработки новых месторождений в районе Сахалина.

Впрочем, на нынешнем этапе развития иностранные инвесторы, присутствие которых важно со стратегической точки зрения, пока играют незначительную роль в российской экономике. Основная часть вложений приходится на внутренних инвесторов, включая крупные контролируемые олигархами объединения, такие как ЮКОС.

Эти крупные объединения, доминирующие на рынках природных ресурсов, вряд ли смогут ответить на дело ЮКОСа быстрыми изменениями в своих инвестиционных планах, поскольку проводят серьезные программы модернизации, которые не так-то просто быстро свернуть.

Зато владельцы не очень крупных компаний могут сменить направление гораздо проворнее. Эксперты Всемирного банка считают, что истинное влияние дело ЮКОСа на экономику следует наблюдать именно на малых и средних предпринимателях. Именно у них есть выбор - вложить деньги в экономику или держать их за границей.

Дело ЮКОСа может привести к усилению бюрократии, которая станет более агрессивной, подчеркивает Александр Йоффе, президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства. Предприниматели и так сталкиваются с серьезными препятствиями: чтобы начать бизнес, им требуется получить до 200 отдельных разрешений, на сбор которых уходит от 2 месяцев до 2 лет.

Действующий бизнес подвергается частым проверкам и придиркам - фактически предпринимателей вынуждают платить взятки. Как свидетельствует опубликованный в прошлом году обзор Transparency International, ежегодно в России выплачивается 30 млрд долларов взяток.