Речь шла не обо всей промышленности, а о конкретных секторах машиностроения - автопроме, а также авиа- и судостроении
Гражданские самолеты Сухого
Речь шла не обо всей промышленности, а о конкретных секторах машиностроения - автопроме, а также авиа- и судостроении
 
 
 
Речь шла не обо всей промышленности, а о конкретных секторах машиностроения - автопроме, а также авиа- и судостроении
Гражданские самолеты Сухого

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Премьер-министр Владимир Путин решил в начале недели поделиться со зрителями телеканала "Россия-24" своими мыслями относительно того, как поднять отечественную промышленность. Собственно, речь шла не обо всей промышленности, а о конкретных секторах машиностроения - автопроме, а также о авиа- и судостроении, причем давал премьер интервью за рулем автомобиля Lada Kalina.

Первым делом он порадовал отечественного автомобилестроителя, пообещав постепенно повышать пошлины на иномарки. Причем, по словам премьера, планы эти существуют давно. Впрочем, пересказывать слова премьера бессмысленно - лучше, чем он сам, никто не скажет: "Мы нашим партнерам за несколько лет сказали: "Ребята, давайте жить дружно". Вы понимаете, что ни одна страна, тем более Россия, не позволит, чтобы вы постоянно сбрасывали на наш рынок хлам и превращали Россию в помойку своей отработанной техники ... Но понимаем, что и потребитель пока нуждается в вашей технике, и вы не можете сразу сюда заскочить и развернуть производство ... Давайте договоримся следующим образом: мы сейчас ничего не будем делать в направлении повышения ввозных таможенных пошлин. Но вот вам временной график, вот в такие-то годы мы начнем постепенно поднимать тарифы: сначала на ввоз подержанной техники, потом постепенно начнем поднимать пошлины и на новые автомобили. Мы же сейчас не члены ВТО, мы можем себе это позволить".

Слова эти слышать было несколько удивительно, особенно последнюю фразу относительно ВТО. Как ее понимать, не совсем ясно: то ли премьер планирует "растянуть удовольствие" от вступления в ВТО до полной и окончательной победы российского автопрома, то ли участие в Организации и вовсе уже всерьез никем не воспринимается.

Но и все остальное, сказанное премьером, несколько меняет привычную картину мира. Стоит напомнить: чтобы поддержать отечественный автопром в кризис, правительство с января 2009 года временно повысило ввозные пошлины на иномарки, после чего для новых машин ставки выросли с 25 до 30% стоимости, на машины от трех до пяти лет - с 25 до 35%. В октябре действие этих ставок было продлено еще на девять месяцев. Сроки давно прошли, но "форс-мажорные" пошлины продолжают действовать.

Премьер раскрыл глаза широкой недоумевающей публике. Оказывается, повышение в разгар кризиса импортных пошлин на иномарки, вызвавшее бурю протестов по всей стране и особенно на Дальнем Востоке, было вовсе не экстренной антикризисной мерой, призванной не дать окончательно "загнуться" отечественному автопрому во главе со своим "флагманом", с конвейера которого и сошла та самая Lada Kalina, а целенаправленной, продуманной политикой правительства. Видимо и слова о том, что мера эта временная, всерьез воспринимать не стоило.

Озвучив свой рецепт превращения России в крупного мирового автопроизводителя путем фактического закрытия внутреннего рынка для иностранных автомобилей, премьер не стал открывать америк, и тот же рецепт прописал для авиа- и судостроения. "Есть, безусловно, и отличия, все-таки машину произвести легче, чем корабль или самолет - и срок изготовления другой, и инвестиции другие, - заметил он. - Это, конечно, нужно учитывать при создании программ, но принцип по сути один и тот же", - порадовал премьер телезрителей.

Откровенно говоря, было бы любопытно посмотреть, как Boeing или Airbus откроет сборочный конвейер где-нибудь в Самаре или под Петербургом, начав с "отверточной" сборки и постепенно наращивая локализацию. Еще более забавно было бы взглянуть на "отверточную сборку" рыболовецких траулеров или океанских лайнеров, как они новенькие, блестящие свежей краской сходят с конвейера в Находке или Мурманске.

Если же говорить серьезно, то самолеты и уж тем более суда - это действительно не автомобили, тут премьер прав. Товар это штучный, и организовывать в России производство ради того, чтобы "Аэрофлот" купил десяток "Боингов" российской сборки, никто не будет. Введя же заградительные пошлины на суда и самолеты (а премьер говорил и об этом), правительство добьется лишь того, что российские авиакомпании, рыбаки, организаторы морских и речных круизов станут еще менее конкурентоспособными.