Жилищно-коммунальный пузырь
Moscow-Live.ru
Жилищно-коммунальный пузырь
 
 
 
Жилищно-коммунальный пузырь
Moscow-Live.ru

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

Экономической общественности, прозевавшей начало кризиса осенью 2008-го, нынче всюду мерещатся новые пузыри - то на фондовом рынке, то на кредитном, то на сырьевом, то на рынке недвижимости. Надуются ли они (а уж тем более – лопнут ли после этого) – большой вопрос. Между тем, один уже вполне реально надутый пузырь у нас почему-то замечать не принято, как и признавать таящуюся в нем опасность. Речь идет о долгах, накопившихся в сфере жилищно-коммунальных услуг.

Согласно последним данным Минрегионразвития, их общий объем – включая задолженность и юридических, и физических лиц, составляет 333 млрд рублей. Это, между прочим, почти 12 млрд долларов! Едва ли не 100 млрд рублей долга приходится на долю населения. Масштабы проблемы вполне соизмеримы с размером неплатежей по кредитам в банковском секторе (там цифры разнятся, но их разброс – где-то от 250 млрд до 1 трлн рублей). Однако если о "плохих" долгах банков кричат на всех перекрестках и рассматривают их как источник второй волны кризиса, то о долгах ЖКХ – молчок, словно такой проблемы и нету вовсе.

Возможно, потому что российский жилищно-коммунальный сектор до сих пор находится в государственном ведении. Что, с одной стороны, делает его крайне неэффективным хозяйствующим монстром, с другой – страхует от глобального банкротства: в конце концов, в том или ином государственном кармане деньги всегда найдутся. А если карман окажется пуст, в распоряжении государства есть еще печатный станок. Почему надулся пузырь в жилищно-коммунальной сфере - понятно. Долги здесь существовали всегда, а с наступлением кризиса жизнь многих хозяйствующих субъектов, равно как и домашних хозяйств стала просто невыносимой: деньги закончились. У автора этих строк есть хорошая знакомая – известная журналистка, издание которой на рубеже прошлого и этого года приказало долго жить. Будучи персоной отнюдь не юной и не слишком мобильной, новое место работы она не нашла до сих пор, перебиваясь фрилансом - иначе говоря, случайными публикациями.

Постоянного источника дохода нет, гонорары – невысокие, к тому же в кризис платятся нерегулярно. В результате, знакомая, на попечении которой дочь-подросток и престарелая мать, с февраля не платит за коммуналку, аккуратно внося деньги лишь за телефон и интернет, которые ее худо-бедно кормят. "А на чем еще экономить – не на еде же!" - восклицает она, обсуждая свое положение.

И таких людей в стране огромное количество. По данным Международной конфедерации обществ потребителей за время кризиса, количество бедных в России увеличилось на четверть. Ясно, что логика их поведения в отношении оплаты услуг ЖКХ во многом повторяет логику действий моей знакомой – в принципе, дамы вполне законопослушной. Власти, как могут, со злостными неплательщиками борются. Методы в ходу разные: вешают на двери подъездов "позорные списки" должников, устраивают рейды с установлением специальных заглушек на краны горячей воды, наконец, кое-где инициируют судебные процессы и даже выселяют злостных неплательщиков из квартир в специальный "маневренный фонд". Но всем понятно, что это точечные меры, неспособные изменить ситуацию принципиально.

Точно так же понятно, что не спасут людей и субсидии, которые им подложены от государства в том случае, если затраты на оплату услуг ЖКХ превышают 22% от совокупного дохода семьи. Все, кто считал нужным, субсидии себе уже выбили, а большая часть населения либо просто не в курсе, что таковые существуют, либо не считает целесообразным связываться по этому вопросу с отечественной бюрократической машиной.

Между тем, услуги ЖКХ становятся все дороже. Росстат не даст соврать: с января по август 2009 года тарифы на коммунальное обслуживание в стране выросли на 18,4%. Очередная волна подорожания "коммуналки" грядет в 2010 году: по данным Федеральной службы по тарифам, плата за электроэнергию вырастет на 19%, за газ – на 25-30%, за воду – на 15-19%. Итак, исходные данные – совершенно очевидны: тарифы на жилищно-коммунальные услуги растут, при том никакого резкого улучшения экономических условий жизни юридических и физических лиц, по крайней мере, в ближайшие месяцы, ждать не приходится.

Ясно, что результат может быть только один: объемы неплатежей в сфере ЖКХ возрастут. Ситуация усугубляется еще и тем, что формально с 2010 года коммунальная сфера должна перейти в руки частных управляющих компаний. Такой порядок предписывают нормативные документы, направленные на реформу ЖКХ. Однако на деле чиновники активно препятствуют приходу в коммунальную сферу настоящих частных инвесторов. К примеру, в Москве подавляющая часть управляющих компаний (всего их в столице 3 тысячи) просто перерегистрируется в акционерные общества со 100-процентным участием города.

А это значит одно – сохранение монополии города и отсутствие конкуренции, которая могла бы хоть что-то изменить в сфере ЖКХ. Тем временем пузырь здесь продолжает надуваться, а власти предпочитают его не замечать.