Всякий, кто учился в советской школе, знает: монополии - зло. От них капитализм загнивает. Монополии бывают трех видов - картели, синдикаты и тресты. Чтобы капитализм не загнивал, капиталисты используют антитрестовское законодательство.

Российский премьер-министр Владимир Путин в советской школе учился. Поэтому, выступая на заседании Совета по конкурентоспособности, он заявил: "Наши планы по развитию конкуренции делятся на два крупных блока. Первый блок - это защита конкуренции с использованием мер антимонопольного характера. В частности, предполагается серьезно активизировать борьбу с картелями". Второй блок, по словам Путина, - это формирование конкурентных рынков.

У радикальных сторонников рыночного регулирования от радостного предчувствия захолодело в животе. Однако ни про газ (который подорожает в следующем году на 27,7%), ни про электричество (тарифы на электроэнергию вырастут на 19-26%, ни даже про железнодорожные тарифы премьер говорить не стал.

Авиационное топливо, условия подключения к электросетям, рынок коксующегося угля (глава "Мечела" Игорь Зюзин, не иначе, нервно икнул), нефтепродуктов и ЖКХ - вот где, оказывается, окопались картели в России.

Да и действительно, какие из Газпрома и РЖД картели - тресты в лучшем случае, причем тресты - "естественные", а что естественно, с тем и бороться нечего. Наоборот - укреплять, холить и лелеять. И оттого, как утверждает газета "Коммерсантъ", Владимир Путин отказался обсуждать замораживание роста тарифов госмонополий, прежде всего железнодорожных тарифов РЖД, поскольку "без запланированного роста тарифов госмонополии не смогут выполнить свои инвестпрограммы".

А и правильно, нефтяники и сами могли бы о себе позаботиться - снизить цены на авиакеросин и возить свою нефть на экспорт самолетами.

Кстати, о нефтяниках и картелях. Российский президент Дмитрий Медведев тоже учился в советской школе. Но, видимо, когда проходили про картели и загнивание, он болел. Поэтому на предложение коварного президента Венесуэлы Уго Чавеса расширить сотрудничество России и самого крупного и известного в мире картеля - Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) - ответил без должной бдительности, назвав предложение интересным.

Более того, Игорь Сечин, собственный заместитель борца с картелями Владимира Путина, передал Чавесу проект меморандума о сотрудничестве между Россией и ОПЕК. Объяснений такому странному поведению может быть три - либо Сечин, как и Медведев, в школе пропустил про загнивание, либо они оба не слышали, что ОПЕК - картель, либо Сечин с Медведевым, в отличие от либерала Путина, строят в России не капитализм, а что-то такое, что от монополий не загнивает.