Едва только глобальная экономика смогла "отойти от края пропасти" после того как на время купирована острота европейского долгового кризиса, как в полный рост начала вставать новая проблема - дороговизна нефти
Global Look Press
Едва только глобальная экономика смогла "отойти от края пропасти" после того как на время купирована острота европейского долгового кризиса, как в полный рост начала вставать новая проблема - дороговизна нефти
 
 
 
Едва только глобальная экономика смогла "отойти от края пропасти" после того как на время купирована острота европейского долгового кризиса, как в полный рост начала вставать новая проблема - дороговизна нефти
Global Look Press

ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":

В начале месяца мировая общественность, с замиранием сердца следившая за коллизиями многомесячной драмы под названием "европейский долговой кризис", смогла, наконец, вздохнуть с облегчением.

Как торжественно объявил Николя Саркози в последний день очередного - первого не экстренного за последние месяцы - саммита стран еврозоны 2 марта, финансовый кризис в Европе подошел к концу, хотя о завершении кризиса экономического говорить еще не приходится.

На этой неделе пафос французского президента поддержала глава МВФ Кристин Лагард, заявившая о том, что мировая экономика "отошла от края пропасти", а Европа больше не является главным потенциальным источником ее проблем в будущем. Главным же фактором риска возникновения новой кризисной волны, полагает Лагард, становятся высокие цены на нефть.

Действительно, дороговизна энергоносителя, стоимость которого в начале марта вплотную подобралась к отметке 125 долларов за баррель, становится все более заметной головной болью для правительств ведущих стран. Помимо известных проблем для экономики она создает неприятные риски для правящих элит накануне выборов.

В частности, в США в марте средняя розничная цена бензина подскочила до 3,83 долларов за галлон, и, по прогнозам экспертов с началом автомобильного сезона может достигнуть 4,3 долларов, превысив рекордное значение 2008 года (4,1 доллара за галлон). Растущее недовольство американских автомобилистов, потребляющих примерно десятую часть всей добываемой в мире нефти, способно серьезно осложнить шансы президента Обамы на переизбрание осенью этого года. Вероятно, поэтому на этой неделе рынки так охотно поверили в слухи о том, что Америка и Великобритания готовы распечатать стратегические запасы сырья для того, чтобы сбить цены, в конечном итоге не подтвердившиеся.

Цены не желают снижаться даже несмотря на рекордные объемы нефтедобычи в мире и отсутствием дефицита предложения на рынке. Об этом на этой неделе заявил министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими, который подтвердил, что королевство готово увеличить производство на четверть, до 12,5 млн баррелей в сутки, но пока не видит в этом необходимости - спроса на дополнительное сырье со стороны ее клиентов нет. Текущие цены, по словам министра, которого цитирует бахрейнская Gulf Daily News, в Эр-Рияде считают "несправедливыми", но "не понимают, почему они ведут себя так".

В искренность последних слов аль-Наими верится с трудом. Главная причина, которая не дает нефти подешеветь, несмотря на все усилия производителей, всем хорошо известна - не спадающее напряжение вокруг Ирана. Собственно, нефтяной кризис западные страны привезли себе сами - котировки уверенно поползли вверх в начале этого года после решения ЕС о введении эмбарго на закупку иранского сырья, на которое Тегеран ответил угрозами перекрытия Ормузского пролива. Сегодня рынки готовы платить 15-20 долларов премии за риск возможных перебоев поставок из ближневосточного региона, которых до сих пор не происходило.

Скорее всего, нынешнее положение здесь сохранится еще долго. Вероятность удара по Ирану со стороны Израиля хотя и выросла, по-прежнему оценивается военными экспертами невысоко. В свою очередь, несмотря на угрозы, Тегеран едва ли решится блокировать Ормузский пролив, рискуя столкнуться с адекватным отпором западных союзников, а главное - испортить отношения с Китаем и Индией, не желающими отказываться от закупок иранских энергоносителей.

По той же причине - наличия доходов от экспорта в Азию - Западу не удастся задушить Тегеран костлявой рукой голода, вынудив его если не отказаться от ядерных амбиций, то хотя бы сесть за стол переговоров, что сразу разрядило бы обстановку в регионе и нефтяном рынке.

Как видно, эффективно управлять всеми этими рисками Запад при всем желании не в состоянии. Кардинально решить проблему дороговизны нефти с помощью интервенций из резервов, очевидно, также не удастся - таким образом можно добиться только краткосрочного эффекта. Очевидно, что в обозримой перспективе не исчезнет и еще один важнейший фактор, все последнее время оказывавший фундаментальную поддержку котировкам, - политика массированной денежной эмиссии, предпринятая западными правительствами для борьбы с предыдущим кризисом, а теперь, как видно, подготовившая питательную почву для Кризиса 2.0.

Какая цена на нефть окажется непосильной для мировой экономики, доказавшей свою высокую адаптивность на этот раз, и когда наступит точка перелома, сказать трудно. Зато возможный сценарий развития событий в этом случае просматривается вполне - для этого достаточно вспомнить события второй половины 2008 года.