МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com
Фото NEWSru.com
МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com
 
 
 
МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com
Фото NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Настойчивость государства, которое фактически навязывает банкам деньги в обмен на изменение бизнес-модели и кредитование потенциальных банкротов под низкие ставки, не только не способствует оздоровлению финансовой системы, но напротив, может сделать болезнь хронической.

Американские власти до последнего времени представляли масштабную государственную помощь как неизбежное зло, спасение заигравшихся, жадных и безответственных, но, к сожалению, так необходимых экономике "жирных котов" с Уолл-стрит.

Практически все чиновники, включая нынешнего и предыдущего президентов США, "выбивая" из Конгресса очередные несколько сотен миллиардов долларов, били себя в грудь, заверяя законодателей, что спрошено будет за каждый доллар, полученный банкирами, и деньги в бюджет вернутся, как только это будет возможно.

И вот два американских банка - Goldman Sachs и J.P.Morgan Chase, - входящих в десятку не только американских, но и мировых лидеров, объявляют, что готовы досрочно вернуть государству его деньги и привлечь вместо них деньги частных инвесторов. Оба банка очень неплохо отчитались по результатам первого квартала, получив прибыль, превысившую самые смелые ожидания аналитиков.

Казалось, тут бы финансовым властям во главе с Секретарем Казначейства Тимоти Гейтнером утереть холодный пот со лба, пожать главе J.P.Morgan Chase Джими Даймону и руководителю Goldman Sachs Ллойду Бланкфайну их мужественные руки, взять деньги и направить их на сокращение гигантского бюджетного дефицита.

Не тут-то было. Гейтнер деньги брать не торопится. "Мы хотим убедиться в том, что финансовая система не только стабильна, но и не способствует углублению спада в экономике. Мы хотим располагать достаточными объемами капитала, чтобы иметь возможность поддержать восстановление", - заявил Секретарь Казначейства.

С аналогичным заявлением выступил советник президента Обамы по экономике Лоуренс Саммерс, который заявил, что администрация не стремится навсегда закрепиться финансовом секторе, но возврат денег не должен оставлять финансовые институты без достаточного уровня капитала.

Стремление Goldman Sachs и J.P.Morgan Chase как можно быстрее избавиться от государственной помощи, которую многие склонны воспринимать едва ли не как "манну небесную", объясняется жесткими условиями ее получения. Причем количество условий растет как на дрожжах, и появляются они, как правило, уже после того, как помощь банками получена.

Один из камней преткновения, о который споткнулся, например, Goldman Sachs - жесткое ограничение на выплату бонусов персоналу и топ-менеджерам. Между тем, именно бонусы лежат в основе бизнес-модели этого самого успешного инвестиционного банка, который вынужден был стать универсальным, чтобы получить деньги от государства. Высокое вознаграждение, напрямую привязанное к результатам работы, позволяло отбирать на рынке лучших трейдеров и аналитиков. Причем эта стратегия себя оправдала: банк пострадал от кризиса гораздо меньше своих конкурентов.

Впрочем, проблема бонусов - важный, но далеко не единственный стимул для банков поскорее избавиться от навязчивой государственной помощи. Именно на банки возложена почетная миссия вывода американской экономики из кризиса. Причем самих банкиров никто особенно и не спрашивал, готовы ли они взять это почетное бремя на свои хрупкие плечи.

Выделяя деньги, власти требуют от банков наращивать объемы кредитования, одновременно снижая ставки, реструктурировать ипотечные, автомобильные и потребительские кредиты, ждут, что "жирные коты" начнут делиться с пухнущей от финансового голода реальной экономикой.

Однако наращивать кредитование банкротов - реальных или потенциальных - означает еще глубже залезать в ту ситуацию, которая уже привела к многомиллиардным потерям. Государство, давая деньги, толкает банки не на снижение, а напротив, на наращивание рисков. В конечном итоге это приведет к тому, что банки снова начнут испытывать острую потребность в свежих вливаниях, а государство в обмен на новые деньги заберет контрольные пакеты акций, разоряя нынешних акционеров.

Все вышесказанное, кстати, в еще большей степени относится к России. Банкиров периодически вызывают "на ковер" и требуют льготных кредитов то для строителей, то для "оборонки", то для покупателей "Жигулей", то для производителей "Газелей". Причем деньги государство дает далеко не бесплатно, и риски по выданным под нажимом кредитам ложатся на банки и, в конечном итоге, на их акционеров.