В среду к парламентариям пришли глава российского ЦБ Сергей Игнатьев и министр финансов Алексей Кудрин. Помимо прочего, оба поделились информацией о резервах: ЦБ о своих, минфин - о своих. Если бы Кудрин руководил частным банком или инвестиционным фондом, впору было бы назвать его финансовым гуру. В любом случае имеет смысл повнимательней присмотреться к инвестиционным приоритетам минфина.

Доклад Сергея Игнатьева, рассказывавшего депутатам, куда за последние два месяца делись почти 90 миллиардов долларов, особого энтузиазма ни у кого не вызвал. Разве что сумма потраченной на поддержку рубля валюты оказалась ниже называвшейся экспертами.

А вот рассказ Алексея Кудрина о результатах инвестирования средств бывшего Стабфонда действительно впечатляет.

"За период размещения Стабфонда с 2004 по 2007 год было заработано 203 млрд рублей. При этом мы должны учитывать, что курсовая разница, связанная с укреплением рубля к доллару, вычла 51 миллиард. Поэтому чистый доход от размещения - 152 млрд рублей" - заявил министр финансов на парламентском часе.

Кудрин подчеркнул, что за весь период Стабфонд не уменьшался, а только увеличивался. При этом средняя совокупная доходность размещения составила 10,7% в долларах. Впрочем, получать названный доход до нынешнего года было не так уж и сложно. В этом году результаты скромнее: доходность Стабфонда с начала 2008 года в долларах была отрицательной и составляла минус 6,2%, доходность в евро была положительной и составила плюс 12,46%. При этом Кудрин особо отметил, что, несмотря на падение цены на нефть, Стабфонд все равно приносил доход.

"Это один из самых эффективных вариантов управления суверенными фондами" - вице-премьер не смог удержаться от того, чтоб не похвалить собственную предусмотрительность. Справедливости ради, следует отметить, что похвала эта заслужена. Более того, даже если взять результаты не только суверенных фондов, а гораздо более свободных в своих решениях частных инвестиционных компаний, банков и фондов, то немного найдется таких, кто демонстрирует схожие результаты.

При этом нельзя утверждать, что консервативная политика инвестирования средств из накопленных резервов была вынужденной. Напротив, все последние годы Кудрин активно отбивался от многочисленных советчиков, предлагавших инвестировать в более доходные инструменты как внутри страны, так и за ее пределами. Более того, даже после прямого указания президента Медведева выделить 500 миллиардов рублей на поддержку российского фондового рынка, Кудрин тянул до того момента, пока не счел цены действительно привлекательными для того, чтобы начать осторожные покупки.

Поручение поддержать фондовый рынок трансформировалось в решение о направлении части средств Фонда национального благосостояния на покупку акций и облигаций российских эмитентов, сумма поменялась с 500 миллиардов до 175, а вместо интервенций на рынке можно наблюдать достаточно аккуратные покупки со стороны крупного инвестора, играющего по тем же правилам, что и все остальные. Почти за месяц, прошедший с момента выделения средств минфин перевел ВЭБу чуть более половины зарезервированных на инвестиции денег.

Кудрин не скрывает, что деньги инвестируются надолго, и минфин рассчитывает получить сверхприбыль от средств, вложенных в конце этого - начале следующего года. Именно этим объясняется тот факт, что инвестиции идут из средств Фонда национального благосостояния, которые зарезервированы для доплат в пенсионную систему, а не из денег Резервного фонда, которые начнут тратиться уже в следующем году.

За время, прошедшее с момента, когда кризис в России вступил в острую фазу, многие инвестиционные компании заявляли, что фондовый рынок достиг "дна" и дальше возможен только рост. Между тем, каждый раз акции демонстрировали все более привлекательные для покупок цены. Однако уровни, на которых минфин входит в рынок, действительно выглядят привлекательно. Правда, касается это только тех, у кого еще остались "длинные" деньги.