С начала мая нефтяные цены лихорадит: сначала было падение на 10-15% - со 120 до 110 долларов за баррель
Global Look Press
С начала мая нефтяные цены лихорадит: сначала было падение на 10-15% - со 120 до 110 долларов за баррель
 
 
 
С начала мая нефтяные цены лихорадит: сначала было падение на 10-15% - со 120 до 110 долларов за баррель
Global Look Press

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

С начала мая нефтяные цены лихорадит: сначала было падение на 10-15% - со 120 до 110 долларов за баррель. Не успели рынки по этому поводу запаниковать, как случился некоторый подъем: до уровня 115-117 долларов. Только рынки перевели дух, как опять баррель подешевел. В момент, когда пишутся эти строки, нефть марки Brent стоит примерно 112 долларов за баррель.

Похоже, что "качалка", на которую угодили нефтяные цены, стала неожиданностью для большинства экспертов, которые никаких внятных объяснений происходящему не дают. То есть самих-то объяснений больше, чем достаточно, но в общую картину они не складываются. В дни, когда цена нефти растет, эксперты радостно сообщают, что ОПЕК обеспечивает бесперебойность поставок на мировом рынке, американская экономика уверенно выходит из кризиса, Китай растет фантастическими темпами, а мир приветствует уничтожение бен Ладена.

Когда цена на нефть начинает падать, речь идет о прямо противоположном: поставки ОПЕК недостаточны, США стонет под гнетом финансовых проблем, в экономике Китая надуваются пузыри, а "Аль-Каида" готовится к страшной мести… Понятно, что в таком духе можно объяснить любые колебания нефтяных цен в любую сторону. Однако нет объяснения тому непреложному факту, что "черное золото" демонстрирует крайнюю волатильность.

Для российской экономики это крайне тревожная ситуация: зависимость нашего бюджета от поступления нефтедолларов давно стала притчей во языцех. И сейчас в российских нефтяных кругах уже пошли разговоры о том, что, дескать, хорошо бы скачки нефтяных цен устаканились где-то на уровне 100 долларов за баррель: и казна будет наполняться, и производители - не в убытке, и остальным - обломятся какие-никакие бюджетные блага.

Однако с рынком ведь не договоришься: цены вполне могут покатиться вниз, ставя под вопрос устойчивость бюджета - особенно сейчас, в преддверии выборов, когда различные популистские обещания щедро раздаются с самых верхних этажей властной вертикали. Как тут не вспомнить, что еще в 2009 году - в разгар кризиса - наши эксперты солидарно считали (на Петербургском экономическом форуме даже голосование в присутствии президента Медведева провели по этому поводу), что наилучшая цена нефти - 70-80 долларов за баррель. Теперь этот уровень заметно поднялся.

Впрочем, не срабатывает и другая логика, которая, казалось бы, должна идеально подходить для отечественной экономики: чем дороже нефть, тем лучше. Пока что резко подорожавшая за последнее полугодие нефть не принесла нам практически никакого ускорения экономического роста (если официальный правительственный прогноз на этот год - 4%, то сейчас, на фоне уже подорожавшей нефти, эксперты прогнозируют 4,3-4,5%). Зато "благодаря" дорогой нефти мы уже столкнулись с резким ростом цен на бензин, и в целом инфляция очевидно выходит за рамки запланированных на год 7,5%.

В общем, чем сильнее раскачивается "качалка" мировых цен на нефть, тем неопределеннее выглядят перспективы нашей экономики. Чем дальше, тем очевиднее: прежняя модель экономического роста в России, основанная на постоянно дoрожающей нефти, верой и правдой служившая власть имущим в нулевые годы, больше не работает. А никакой другой модели - инновационной, модернизационной или какой-либо еще - взамен не появилось. Зато наша экономика все глубже погружается в зависимость от цен на нефть, и если те обвалятся, то нет никаких сомнений: мы снова столкнемся с кризисом, подобным тем, что переживали в 1998 и в 2008 году.

Самое же ужасное заключается в том, что перспективы отечественной экономики зависят от фактора, на который никак не могут повлиять наши власти: ведь уровень цены на нефть зависит совсем не от их действий или бездействия, а устанавливается на мировых биржевых площадках. Вот почему каждое колебание нефтяных цен заставляет вздрагивать высокопоставленных лиц, отвечающих за развитие российской экономики. А уж если эти колебания начинают носить постоянный характер - тут и до инфаркта недалеко.