Стремление американских властей лучше контролировать и жестче регулировать банковский сектор, "назначенный" главным ответственным за разрушительный кризис, вполне понятно и объяснимо
Архив NEWSru.com
Стремление американских властей лучше контролировать и жестче регулировать банковский сектор, "назначенный" главным ответственным за разрушительный кризис, вполне понятно и объяснимо
 
 
 
Стремление американских властей лучше контролировать и жестче регулировать банковский сектор, "назначенный" главным ответственным за разрушительный кризис, вполне понятно и объяснимо
Архив NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Глава банковского комитета Сената США демократ Кристофер Додд внес в верхнюю палату законопроект об ужесточении регулирования финансового сектора, в основу которого легли инициативы советника Обамы экс-председателя Федеральной резервной системы (ФРС) Пола Волкера.

Законопроект, который поддержала действующая администрация, предусматривает создание в рамках ФРС нового органа - Совета по финансовой стабильности, который будет вести мониторинг системных рисков. В частности, новый орган будет вправе принуждать крупнейшие компании продать часть бизнеса, если сочтет проводимые ими операции слишком рискованными. Крупные банки могут быть вынуждены дробить свой бизнес, выделяя инвестиционные подразделения.

Еще одно предложение Додда - отменить правило "слишком велик, чтобы обанкротиться". Теперь крупным и крайне важным для американской экономики банкам будет позволено обанкротиться в случае возникновения кризисных ситуаций. Сам процесс их ликвидации пойдет по обыкновенной процедуре банкротства, подразумевающей продажу активов. Не покрытые за счет этого убытки будут компенсированы из фонда объемом в 50 млрд долларов, формируемого за счет взносов крупнейших финансовых организаций.

Стремление американских властей лучше контролировать и жестче регулировать банковский сектор, "назначенный" главным ответственным за разрушительный кризис, вполне понятно и объяснимо. Кажется, достаточно максимально обложить запретами "жадных" банкиров, разделить крупные банки (каждый из которых может похоронить американскую и мировую финансовую систему) на более мелкие, исключить саму возможность рискованной игры на деньги вкладчиков и привлеченые кредиты, - и повторения биржевого коллапса, в топке которого сгорели триллионы, можно не опасаться.

К сожалению, это иллюзия и попытка выдать желаемое за действительное. Власти (причем далеко не только американские) настолько увлеклись бичеванием банкиров и борьбой с их бонусами, что начали упускать из вида системный характер последнего кризиса.

Проблемы начались задолго до банкротства Lehman Brothers, которое стало кульминацией кризиса, но само стало лишь звеном - причем далеко не первым - в цепи кризисных явлений. И главной проблемой в 2007-2008 годах стали вовсе не "плохие банки", а "плохие активы".

Казалось бы, инициатива Волкера-Додда направлена на предотвращение покупки крупными банками на привлеченные средства "плохих активов", которые до поры до времени приносят неплохую прибыль, но в одночасье могут стать дешевле резанной бумаги. Но кто еще в начале 2007 года посмел бы назвать "плохими" американские ипотечные облигации, обеспеченные "самым надежным активом" - американской недвижимостью. Особенно облигации государственных ипотечных агентств, имевших кредитные рейтинги высшей категории надежности.

Волкер предлагал разрешить банкам вкладывать временно свободные средства клиентов в сверхнадежные активы с высшим рейтингом надежности. Иными словами, в госбумаги США и еще нескольких стран. Но и этот наивысший кредитный рейтинг под угрозой - агентства "большой тройки" неоднократно предупреждали о возможности США и Великобритании суверенного рейтинга высшей категории надежности.

Понятно, что дальше угроз дело не зайдет, поскольку это вызовет бурю похлеще разразившейся после банкротства Lehman: большинство стран (включая и Россию), хранящие часть резервов в казначейских облигациях США, имеют нормативные ограничения на включение в резервы бумаг с тем или иным кредитным рейтингом. И снижение американского суверенного рейтинга приведет к выбросу на рынок бумаг на сотни миллиардов, а то и триллионы долларов.

И, тем не менее, надежность "сверхнадежных" не является абсолютной. И если дело не в банках, а в качестве активов, то не принципиально, рухнет ли под их тяжестью пять крупных банков или сотня мелких.

Еще один минус предложенного плана заключается в том, что он приведет к резкому сокращению прибыли американского финансового сектора, который является далеко не последним налогоплательщиком в США. То есть проблема бюджетного дефицита встанет перед администрацией Обамы еще более остро.

Наконец, банки, лишенные возможности зарабатывать на фондовом и товарном рынках, вынуждены будут отыгрываться на своих заемщиках, что скажется на стоимости кредитов,и, в конечном итоге, на всей экономике США.

Попытка обвинить отдельных "воротил с Уолл-Стрит" в разразившемся кризисе, и заставить их за этот кризис заплатить - удобная и популярная политика. Однако последствия ее могут оказаться печальными, причем не только для США. Мировая экономика все еще является единым организмом. в котором Америка - жизненно важный орган.