В пятницу агентство Standard & Poor's объявило о снижении кредитного рейтинга сразу девяти странам еврозоны, грозя новой дестабилизацией едва начавшим приходить в себя долговым рынкам ЕС
tamognia.ru
В пятницу агентство Standard & Poor's объявило о снижении кредитного рейтинга сразу девяти странам еврозоны, грозя новой дестабилизацией едва начавшим приходить в себя долговым рынкам ЕС
 
 
 
В пятницу агентство Standard & Poor's объявило о снижении кредитного рейтинга сразу девяти странам еврозоны, грозя новой дестабилизацией едва начавшим приходить в себя долговым рынкам ЕС
tamognia.ru

ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":

В пятницу агентство Standard & Poor's объявило о снижении кредитного рейтинга сразу девяти странам еврозоны, грозя новой дестабилизацией едва начавшим приходить в себя долговым рынкам ЕС. В случае ухудшения ситуации у европейских властей уже скоро может не остаться другого выхода, как запустить печатный станок ЕЦБ на полную мощь.

Стоило руководителю ЕЦБ Марио Драги в минувший четверг объявить о замеченных им признаках стабилизации экономики Европы как уже в пятницу судьба-злодейка в лице S&P, снизившего кредитные рейтинги девяти странам еврозоны, смазала просветлевшую было картину.

В оправдание своего шага агентство ссылается на недостаточность мер, предпринимаемых странами еврозоны для преодоления долгового кризиса. В частности, эксперты S&P не слишком высоко оценили договоренности, достигнутые на "прорывном" саммите ЕС в декабре прошлого года, на котором были приняты решения о списании частными банками половины причитающегося им греческого долга, существенном расширении Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) и создании механизма докапитализации кредитных организаций.

По мнению агентства, эти решения не обеспечены реальными ресурсами и недостаточны для разрешения кризиса. Более того, в S&P полагают, что чиновники ЕС не до конца понимают его природу, видя корень зла в фискальных проблемах европейского юга, тогда как на самом деле он во внутренних дисбалансах и нарастающей конкуренции "периферии" с "ядром" еврозоны. Выправить ситуацию с помощью только политики "затягивания поясов" невозможно, полагают в агентстве.

Со многими тезисами S&P и вправду трудно поспорить. Действительно, большинство решений, принятых на декабрьском саммите, пока остаются лишь декларациями о намерениях. Так, до сих пор не определены источники средств для пополнения ЕФФС и не определен механизм пополнения банковских капиталов. А в пятницу стало известно о приостановке переговоров банков с правительством в Афинах о реструктуризации его долгов.

Генеральная стратегия антикризисной борьбы европейских властей тоже не приводит в восторг не одну только S&P. В частности, на прошлой неделе известный экономист Пол Кругман прямо высказался за необходимость отказа от политики "затягивания поясов", которая в текущих условиях ведет к дополнительному торможению экономики и лишь затрудняет выплату долгов. Вернуться к бюджетной экономии, по мнению Кругмана, будет можно не раньше, чем удастся добиться устойчивых темпов экономического роста с помощью кейнсианских подходов, то есть через наращивание бюджетных расходов.

Без деятельного участия правительств едва ли удастся решить и проблему реструктуризации задолженности банков, которым в условиях кризиса доверия крайне трудно привлекать финансирование с рынка, а, следовательно, и наращивать кредитование экономики.

Однако насколько велики шансы на торжество неокейнсианства в европейской антикризисной политике? Думается, что сегодня они не слишком велики. По крайней мере, до тех пор, пока ее главной направляющей силой остается Германия во главе с канцлером Меркель. Особенно принимая во внимание большие успехи Берлина, сумевшего навязать свою линию большинству проблемных стран, даже если для этого пришлось сменить правительства в ряде из них.

По сути - оттянуть на себя часть их суверенитета. Уже по другой причине - из-за крайней непопулярности этой меры среди электората - трудно ждать от Германии и согласие на выпуск единых европейских облигаций, в котором многие видят довольно сильное лекарство против долгового кризиса. В подобных условиях в Европе остается не так много реальных инструментов, учитывая дефицит времени, для борьбы с кризисом. И самый действенный из них - печатный станок, которым до последнего времени в ЕЦБ старались не злоупотреблять.

Вместо этого Марио Драги с большей охотой задействовал другие механизмы стимулирования экономики, дважды понизив процентные ставки, а в декабре прокредитовав местные банки на 489 млрд евро, что не в последнюю очередь обеспечило успех аукционов по итальянским и испанским облигациям. После решения S&P ЕЦБ многое придется начинать сначала. И эмиссия в нынешних условиях - ту же ставку снижать уже некуда, похоже, единственная реальная возможность удержать ситуацию на долговых рынках под контролем и обеспечить экономику через банки необходимым ей кредитным ресурсом.

Следствием запуска печатного станка на полную мощь скорее всего станет увеличение "налога на всех" - инфляции. Но рост цен - на 7-8% в год, который помог бы довольно быстро обесценить долги, в любом случае стал бы лучшим выходом, нежели неуправляемый коллапс еврозоны под тяжестью только нарастающих проблем. Только тогда настанет время заняться выравниванием структурных дисбалансов в еврозоне. Решение за Драги.