В воздухе снова запахло грозой: трудно избавиться от ощущения, что та самая вторая волна кризиса, неизбежность которой многие аналитики предсказывали еще полтора года назад, наконец-то поднялась над уровнем мирового финансового океана и вот-вот на него об
Global Look Press
В воздухе снова запахло грозой: трудно избавиться от ощущения, что та самая вторая волна кризиса, неизбежность которой многие аналитики предсказывали еще полтора года назад, наконец-то поднялась над уровнем мирового финансового океана и вот-вот на него об
 
 
 
В воздухе снова запахло грозой: трудно избавиться от ощущения, что та самая вторая волна кризиса, неизбежность которой многие аналитики предсказывали еще полтора года назад, наконец-то поднялась над уровнем мирового финансового океана и вот-вот на него об
Global Look Press

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

В воздухе снова запахло грозой: трудно избавиться от ощущения, что та самая вторая волна кризиса, неизбежность которой многие аналитики предсказывали еще полтора года назад, наконец-то поднялась над уровнем мирового финансового океана и вот-вот на него обрушится.

Сигнал о наступлении шторма как всегда первыми подали фондовые рынки - с конца прошлой недели они находятся в штопоре по всему миру. Амплитуда падения фондовых индексов совпал с самым пиком кризиса - от 5 до 11 процентов в день: хоть в Америке, хоть в Европе, хоть в Азии, хоть в России.

Казалось бы, что такого страшного случилось в мировой экономике за 3-4 последних дня, что все фондовые индексы покатились вниз? Да, выросла доходность по облигациям Италии и Испании - но долговые проблемы этих стран возникли не вчера. Да, понизили кредитный рейтинг Америке - ну так на рынке этого ждали очень давно, и все удивлялись, почему же не понижают.

В конце концов, критическая ситуация с внешним долгом США - давно уже не новость. К тому же американским конгрессменам все-таки удалось договориться о предотвращении технического дефолта. А что еще-то особенного происходит? Никакого знакового события, вроде краха Lehman Brothers, в середине прошлой недели не случилось.

Тем не менее, тот факт, что рынки падают - отнюдь не злые козни спекулянтов, а вполне обоснованное экономическое событие, к которому все дело и шло.

Проблема заключается в том, что также, как и в разгар кризиса 2008 года, рынкам не на что опереться: если внимательно осмотреться вокруг, выясняется, что мировая экономика не дает абсолютно никаких поводов для оптимизма.

Америка завязла в своих бюджетных проблемах, при этом достаточных темпов экономического роста нет, а при грядущем сокращении госрасходов - и не будет. Европа втянута в решение долговых проблем все большего числа государств. Старому Свету тоже не до роста и не до оптимизма: сохранить бы как-то в принципе зону евро, да вытащить из "болота" крепко провалившиеся южные экономики.

В некотором роде, ситуация даже хуже, чем была 3 года назад. Тогда хоть была надежда на Китай, который демонстрировал недюжинные темпы роста ВВП и играл роль локомотива для мировой экономики. Сейчас и в Поднебесной дела обстоят гораздо хуже: темпы роста уже далеко не те, зато повысилась зависимость от американских ценных бумаг, надулись новые пузыри на рынке недвижимости, скакнула вверх инфляция. Откуда же взяться оптимизму и поводу для роста на рынках.

Мировая экономика, а вернее - ее лидеры, за прошедшие три года не извлекли, по большому счету, никаких уроков, которые преподнесла им жизнь. А ведь тогда, в 2008-2009 годах, сколько правильных слов говорилось с самых высоких трибун о необходимости глобальных перемен.

Но пик того кризиса вроде бы прошел, а конструкция международной финансовой системы осталась абсолютно такой же, как и раньше - с теми же институтами, с той же резервной валютой, с теми же рейтинговыми агентствами и их оценками, с той же системой жизни в кредит, с той же готовностью правительств брать под крыло большой бизнес, терпящий бедствие. Ничего старого не поломано и ничего нового не создано. Стоит ли удивляться, что мир снова стоит на пороге финансового кризиса?

Все вышесказанное в полной мере относится и к России. Увы, но наши власти тоже никаких уроков не извлекли и теперь мы находимся примерно в той же позиции, в какой находились три года назад - где-то в августе 2008-го. Тогда, помнится, наши официальные лица злорадствовали, как все плохо в Америке и " в окрестностях", и уверяли граждан, что у нас-то все под контролем. Ну а потом наступил сентябрь, и мы получили свой кризис по полной программе: с обрушением рынков, массовой безработицей, дефицитом бюджета, девальвацией рубля и всеми прочими полагающимися прелестями. Сейчас все повторяется: наши аналитики снова смакуют реальные или мнимые несчастья Америки и Европы, прекрасно понимая, что мы сидим на одной пороховой бочке. Если там рванет, то и нам мало не покажется.

Вот только нынешнюю кризисную угрозу мы встречаем в гораздо худшем положении, чем прошлую. Бюджет у нас дефицитный, а не профицитный как тогда. Предвыборных обязательств наши власти набрали столько, что теперь этот бюджет еле-еле балансируется при цене нефти в 125 долларов за баррель, а тогда хватало и 75. Да и Резервный фонд, средствами которого заливался финансовый пожар 3 года назад, теперь уже практически пуст, и если цены на нефть покатятся вниз столь же резко, как и тогда, то придется раскупоривать последнюю кубышку - Фонд будущих поколений, которым, стало быть, мало что светит.

Не хочется кликать беду на свою голову, но такая уж вырисовывается малоприятная перспектива. Мир уже наступил на те же самые кризисные грабли и ждет, пока их ручка долетит до лба и вдарит по нему изо всей силы. Россия, увы, находится в той же позиции.