На одной из панелей для участников и гостей даже организовали интерактивное голосование, предложив на выбор буквы U, V, W, L для характеристики нынешнего кризиса. Как оказалось, большинство высказалось за букву W
Reuters
На одной из панелей для участников и гостей даже организовали интерактивное голосование, предложив на выбор буквы U, V, W, L для характеристики нынешнего кризиса. Как оказалось, большинство высказалось за букву W
 
 
 
На одной из панелей для участников и гостей даже организовали интерактивное голосование, предложив на выбор буквы U, V, W, L для характеристики нынешнего кризиса. Как оказалось, большинство высказалось за букву W
Reuters

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

На одной из панелей для участников и гостей даже организовали интерактивное голосование, предложив на выбор буквы U, V, W, L для характеристики нынешнего кризиса. Как оказалось, большинство высказалось за букву W.

Это означает, что глубокий спад, который испытала мировая экономика, и из которого она то ли уже начала выкарабкиваться, то ли вот-вот начнет, еще, по крайней мере, один раз повторится в ближайшей перспективе, прежде чем произойдет окончательное выздоровление. Так ли все будет на самом деле? Кто знает… Но экзерсис для интеллекта ведущих российских и международных экспертов, политиков, глав корпораций весьма занимательный.

Так же, как и их попытка в столь же интерактивной форме дать ответ на вопрос, сколько будет стоить нефть в ближайшей перспективе. Большинство проголосовало за цену барреля в диапазоне от 70 до 80 долларов. Мол, меньше - невыгодно, а больше - так уж и быть, не надо. Вот только нефть на рынках ведет себя совсем не так сдержанно, как того хочется экспертам. Как показал опыт последнего года, она, вопреки всем прогнозам, способна быстро взлететь до 150 долларов и рухнуть до 30. Так стоило ли тратить время на форуме на вычисление какой-то абстрактной цены нефти или забавной буквы для обозначения кризиса?

В рамках того сценария, который разработали организаторы форума (Министерство экономического развития и Администрация президента), видимо, стоило. Суть этого сценария, если говорить прямо, сводилась к следующему: держаться подальше от неприглядной реальности кризиса. Подавляющее большинство обсуждений на форуме сводилось к двум тематическим потокам.

Первый: как мир пришел к данному кризису и каково его место в истории мировых экономических катаклизмов. Второй: как мир будет жить после кризиса и что тогда изменится в мировой финансовой архитектуре. Надо признать, что обсуждение как первого, так и второго массива проблем было разнообразным и содержательным.

Но вот парадокс: усилиями организаторов сам ход кризиса, как такового, остался для участников и гостей своеобразным "черным ящиком", содержания которого, за малым исключением, они никак не затрагивали, сосредоточившись на тех проблемах, которые были на входе в этот черный ящик и будут на выходе. Иначе говоря, форум активно обсуждал день вчерашний и день завтрашний, почти полностью абстрагировавшись от дня сегодняшнего.

Между тем обсуждать тут явно есть что - даже если не касаться мировых проблем, а обратиться к нашим внутренним - российским. Ну, например, что делать с растущей безработицей и как выживать нынче моногородам? Может быть, в поисках ответа на этот вопрос многочисленных участников форума стоило бы на денек перевести из роскошных интерьеров "Ленэкспо" в находящийся неподалеку городок Пикалево с его доведенными до отчаяния жителями?

Или, например, устроить дискуссию о том, как и за счет чего финансировать растущий бюджетный дефицит в условиях резкого сокращения Резервного фонда и мощного промышленного спада? Или, предположим, обсудить, почему все ведущие экономики находятся на грани дефляции, а российская - по-прежнему живет в условиях инфляции, измеряемой двузначным числом и никакой кризис ее не берет? Наконец, может быть, стоило организовать круглый стол по проблеме "плохих" долгов, если уж министр финансов Алексей Кудрин считает, что эта проблема способна уже осенью привести ко второй волне кризиса?

Ничуть не бывало. Этих тем и близко не было в повестке дня форума - зачем расстраиваться, касаясь столь болезненных вопросов, уважаемым людям из мира большого бизнеса и большой политики, которым и так сейчас нелегко? Куда интереснее порассуждать о том, как рубль когда-нибудь займет свое место в ряду мировых резервных валют, или о том, как Международный валютный фонд когда-нибудь изменит свои квоты в пользу России и Китая, или о том, что когда-нибудь наша экономика волшебным образом модернизируется и диверсифицируется. Вот только до этого замечательного будущего надо как-то дожить (причем многим людям, потерявшим работу и источники к существованию - в прямом смысле), перевалив через нынешний кризис. Вопрос о том, как именно это сделать, увы, остался за рамками интереса участников Петербургского форума.

В кулуарах заседания, я поинтересовался у одного известного либерального экономиста, входящего в круг советников правительства РФ (разговор происходил не под диктофон, поэтому имени называть не буду), согласен ли он с тем, что кризис похож на "дубль-вэ"? "Согласен, - ответил собеседник. - Только вот, если ничего не предпринимать и ждать, что все само рассосется, то это самое W окажется не с двойным, а с бесконечным изломом".