Как-то незаметно регулярные нападки российского руководства - президента и премьера - на доллар и сетования на несовершенство "мировой финансовой архитектуры" сошли на нет
Архив NEWSru.com
Как-то незаметно регулярные нападки российского руководства - президента и премьера - на доллар и сетования на несовершенство "мировой финансовой архитектуры" сошли на нет
 
 
 
Как-то незаметно регулярные нападки российского руководства - президента и премьера - на доллар и сетования на несовершенство "мировой финансовой архитектуры" сошли на нет
Архив NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Как-то незаметно регулярные нападки российского руководства - президента и премьера - на доллар и сетования на несовершенство "мировой финансовой архитектуры" сошли на нет. Если раньше ни одного серьезного экономического форума не обходилось без пылких выступлений Владимира Путина или (позже) Дмитрия Медведева от том, что рублю давно пора занять подобающее ему место в ряду мировых или региональных валют, то с прошлого года эти разговоры прекратились.

Возможно, кризис стал причиной того, что любимая тема больше не муссируется: после девальвации рубля и экономического провалапрошлого года, результатом которого стали разговоры о неуместности причисления России к потенциальным экономическим лидерам из БРИК, рассуждения о несправедливости мироустройства выглядели бы несколько неуместно.

К тому же, любимой темой президента стало несовершенство российской экономики и необходимость ее модернизации. С этой точки зрения молчание о превращении рубля в мировую резервную валюту тоже выглядит логично: нечего лезть в "высшую валютную лигу" с несовершенной экономикой - только людей насмешишь. Вот модернизируемся - тогда сами все за рублем прибегут.

Еще одна причина смены риторики - вялотекущая дискуссия между Минэкономразвития с одной стороны и Минфином с другой. Замминистра экономики Андрей Клепач регулярно предупреждает о пагубности укрепления рубля для экономического роста, а министр финансов Алексей Кудрин завидным постоянством отвечает, что курс российской валюты отвечает экономическим реалиям. Банк России, собственно ответственный за курсовую политику, и вовсе заявляет, что главное - инфляция, а свою задачу видит лишь в "сглаживании колебаний".

Президенту с премьером ввязываться в дискуссию профессионалов не с руки - очень легко угодить в лужу, да и без рубля у них есть о чем поговорить, один "инноград", призванный обеспечить нам счастливое инновационное будущее, чего стоит.

Между тем, вице-премьер Алексей Кудрин, заявивший еще накануне первой "двадцатки", что процесс лишения доллара монопольного статуса мировой резервной валюты может занять десятилетия, вовсе не является противником рубля и поклонником доллара. Просто он понимает, что для превращения валюты в мировую или даже региональную, требуется не только желание руководства, и даже не только многолетняя репутация валюты, но и необходимая финансовая инфраструктура.

Например, включение рубля в резервы Центробанков и крупных финансовых институтов серьезно затруднено из-за отсутствия доступных не только в России рублевых финансовых инструментов - держать рубли просто на девозите в Банке России не каждый согласится, да и технически это проблематично. Минфин готов сделать первый пробный шаг для создания такого рода инструмента. Алексей Кудрин в четверг заявил, что Россия может часть государственных еврооблигаций (облигаций, размещаемых и торгующихся за пределами страны) сделать рублевыми. Шаг этот логичен еще и потому, что расходует правительство именно рубли.

Еще один шажок - переговоры с министрами финансов СНГ о выставлении взаимных котировок валют для упрощения использования национальных валют во взаимных расчетах. На смену навязывания рубля в качестве единой валюты пришел более взвешенный подход, который имеет гораздо больше шансов на успех.

Еще одна, пусть и чрезвычайно неуклюжая, попытка популяризации рубля была предпринятата в начале марта Федеральной антимонопольной службой, которая предложила обязать отечественные нефтяные компании продавать экспортные контракты на нефть за рубли на российских биржах.

Идея эта так и повисла в воздухе, поскольку российской нефтяной бирже до лондонской или даже сингапурской еще очень далеко. Однако уже ее наличие - положительный момент. Не исключено, что со временем обороты там будут расти, и рубль будет востребован импортерами российского сырья. Главное, чтобы была необходимая инфраструктура.

Осторожные и постепенные шаги, которые предпринимает Минфин для продвижения рубля, принесут гораздо больше пользы, чем громкие заявления или политические договоренности. В конечном итоге рубль станет резервным, если в рублях будет удобно, выгодно и безопасно хранить сбережения - частные или государственные, не суть важно.