Еще один израильский дирижер нарушил запрет на исполнение Вагнера
Roberto Paternostro
Еще один израильский дирижер нарушил запрет на исполнение Вагнера
 
 
 
Еще один израильский дирижер нарушил запрет на исполнение Вагнера
Roberto Paternostro

26 июля на Вагнеровском фестивале в германском Байрейте впервые выступит израильский оркестр. Камерный оркестр Ришон ле-Циона под управлением Роберто Патерностро исполнит симфоническую поэму "Зигфрид-идиллия", которая была создана Рихардом Вагнером в 1869 году, сообщает NEWSru Israel.

В течение долгих десятилетий творчество любимого композитора Гитлера и активного антисемита было в Израиле по неофициальным запретом. Исполнение музыки одного из идеологов современного антисемитизма считалось оскорбительным для памяти шести миллионов евреев, ставших жертвами нацистского режима.

Однако Патерностро, мать которого пережила Холокост, считает, что пришло время отделить творчество Вагнера от его идеологии. При этом он признает, что решение было нелегким и что ему так и не удалось преодолеть все сомнения.

"Я знаю, что в Израиле это неприемлемо, но многие говорили мне, что пора взглянуть Вагнеру в глаза. Особенно часто я слышал такие призывы от молодежи", - заявил дирижер, подчеркнув, что считает своим долгом помочь Израилю и Вагнеру встретиться.

Бойкот на исполнение музыки Вагнера предшествовал созданию государства Израиль. Он был введен после "Хрустальной ночи" 1938 года. Первая попытка вернуть произведения немецкого композитора в репертуар израильских театров была предпринята в 1981 году, когда дирижер Зубин Мета объявил о своем желании исполнить Вагнера.

Эта инициатива вызвала бурную дискуссию в израильском обществе, а намерение дирижера было воспринято как оскорбление памяти погибших в годы Холокоста. В Высший суд справедливости тогда был подан иск с требованием запретить Вагнера.

Через 10 лет дирижер Даниэль Баренбойм повторил попытку. В 2001 году он исполнил фрагмент из "Тристана и Изольды" с Берлинским филармоническим оркестром на фестивале в Иерусалиме. Тогда многие зрители покинули зал в знак протеста. В ходе последовавшей за этим общественной полемики раздавались голоса в пользу законодательного запрета музыки Вагнера.

Отметим, что запрет на Вагнера (которого не существует на других композиторов-антисемитов) объясняется еще и тем, что Вагнер был активным антисемитом - он призывал к истреблению евреев - в устной форме и в своих статьях.