Последнее препятствие в виде части флигеля усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских было устранено в минувшие выходные
Вести
Последнее препятствие в виде части флигеля усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских было устранено в минувшие выходные
 
 
 
Последнее препятствие в виде части флигеля усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских было устранено в минувшие выходные
Вести

Строительство нового здания театра "Геликон-опера" на Большой Никитской будет закончено к 2013 году. Последнее препятствие в виде части флигеля усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских было устранено в минувшие выходные.

Напомним, что флигель XIX века строители снесли ночью вплоть до первого этажа здания. Это был единственный сохранившийся флигель после сноса строений усадьбы в 2009 году, расположенный по адресу Большая Никитская, 19/16, выходящий на Калашный переулок.

Так была поставлена точка в затянувшейся и запутанной истории, которая из профессиональной компетенции архитекторов давно перешла в противостояние "наши-чужие" и вызвала широкий общественный резонанс, сообщают сегодня Regions.ru.

Активисты общественного движения "Архнадзор" считают реконструкцию усадьбы Шаховских на Большой Никитской и снос дома на Большой Ордынке актами террора по отношению к архитектурным памятникам и говорят о "политическом значении" этого события.

А их оппоненты из числа профессиональных архитекторов и театралов в ответ называют "градозащитников" дилетантами, безответственно манипулирующим общественным мнением. Наличие полярных точек зрения не мешает объективно взглянуть на события пресловутой "ночи длинных ковшей".

Однако, как отмечает издание, снос флигеля на Большой Никитской прошел в полном соответствии с требованиями закона. По заключению Министерства культуры, здание не числится в качестве "объекта исторического и культурного наследия федерального значения". В феврале 2011 года по поручению уже нового мэра объект прошел еще одну экспертизу Общественного совета. Срок майского моратория мэра Москвы Сергея Собянина, наложенного на все строительные объекты в охранной зоне столицы, уже истек.

Флигель усадьбы, кроме того, что находился в плохом техническом состоянии, за исключением главной фасадной стены был "новоделом". Во время войны в здание попала бомба, основная его часть, дошедшая до наших дней, является позднейшей пристройкой советского времени. По проекту архитектора Андрея Бокова именно эта стена, а также старинное крыльцо в нео-русском стиле станут частью интерьера зрительного зала оперного театра "Геликон-опера", как это часто делается в Европе. Самое ценное таким образом будет сохранено.

"Не нужно торопиться с выводами, надо оценивать результат, в том числе, таковым можно считать проектное решение по "Геликон-Опера". Но никто не хочет этого делать! Вместо этого делаются попытки на запретах сделать себе реноме, заслужить авторитет в глазах общества и присвоить право контроля. Это абсурдно и незаконно", - заявляет президент Союза Архитекторов России Андрей Боков.

"Мы с Архнадзором работаем давно, и в большинстве случае у нас была общая позиция по памятникам Москвы. Но что касается дома Шаховских, у меня несколько иное мнение. Я не считаю, что это катастрофа. Положительно то, что была поставлена точка в этом непростом решении. Экспертиза проекта была проведена в очередной раз уже по поручению Сергея Собянина, и требования закона были соблюдены. Нельзя забывать, если бы строился торговый центр, офис, а такой вариант был возможен, наша позиция была бы жесткой и непримиримой. Однако это объект культуры, оперный театр", - заявила председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член Общественной палаты РФ Галина Меланичева.

Как сообщает издание, одной из основных причин противостояния вокруг этого здания можно считать то, что заказчиком реконструкции театра "Геликон-Опера", для которого старое здание стало тесным, выступали городские власти, и с падением популярности прежнего мэра проект неизбежно стал жертвой политической ситуации, превратившись в знамя борьбы за становление гражданского общества.

У застройщиков вызывает понятное раздражение и ненависть позиция "Архнадзора", которая в глазах общественности выглядит абсолютно правильной. Но у многих экспертов и архитекторов вызывает сомнение компетенция активистов этого общественного движения, которые выборочно подходят к делу защиты памятников старины: незамеченно идет разрушение памятника русского конструктивизма 20-х годов прошлого века Дома Мельникова, Дома культуры им.Русакова, Дома Наркомфина...