Фестиваль "Окно в Европу" завершился предсказуемыми победами
НТВ
Фестиваль "Окно в Европу" завершился предсказуемыми победами
 
 
 
Фестиваль "Окно в Европу" завершился предсказуемыми победами
НТВ

На 15-м кинофестивале российского кино "Окно в Европу" интриги не получилось: почти все сделали ставку на кандидатов, которые и пришли к финишу первыми. Во всяком случае, победа "Русской игры" Павла Чухрая никого не удивила, пишут "Ведомости".

Хотя жюри и рассматривало возможность вообще не вручать гран-при, но в итоге решило не идти на радикальные шаги и не обижать производителя "Русской игры" – телеканал "Россия", любезно предоставивший вечерний эфир для ежедневных дневников фестиваля. "Коммерсант", впрочем, не исключает, что жюри руководствовалось не дипломатическими, а чисто эстетическими соображениями.

В этом году "Окно" решило проявить строгость и соблюсти правило первой ночи, не допустив к соревнованию уже засвеченные игровые фильмы. В известном смысле Выборг сыграл на опережение: есть надежда, что в будущем продюсеры станут всерьез рассматривать фестивали как подкидную доску для прокатных релизов: "Кинотавр" - для летних, "Окно" - для зимних. Однако июньский сочинский фестиваль в эти планы посвящен не был, да и продюсеры фильмов с намеченным на осень прокатом с легким сердцем выстрелили ими в начале июня.

В итоге из десятка конкурсных фильмов как минимум четыре ("Артистка" Станислава Говорухина, "Искушение" Сергея Ашкенази, "Кружовник" Арво Ихо и "Ночные сестры" Алексея Мурадова) сделаны в нехитром каноне телевизионного развлечения. По своей природе указанные работы занимали в конкурсе чужие места. С той поправкой, что достойных и правомерных претендентов на эти места не нашлось.

Так единственным реальным претендентом на "Золотую ладью" оказалась "Русская игра" Павла Чухрая, хотя в таких случаях принято говорить, что это, несомненно, не самая большая удача мастера. Гротеск в кино мало кому дается, здесь нужно особое чувство острой формы. Картежная афера, шулерский изыск – чтобы делать их предметом изучения и визуального наслаждения, надо иметь к этому вкус, обладать специальным темпераментом и азартом.

Превращая картежника Ихарева в залетного итальянца, прибывшего к нам с единственной целью обобрать местных простаков и жестоко за это поплатившегося, автор "Русской игры" сводит стержневую коллизию пьесы к прозрачной сентенции: Запад, вступая в отношения с Россией, видит в ней исключительно свою потенциальную жертву, а та в свою очередь отвечает ему той же монетой.

Впрочем, вряд ли режиссер Чухрай спешно приспосабливал свой замысел к текущему политическому моменту. Что такое приспосабливать - показал во внеконкурсном фильме "Антидурь" режиссер Владимир Щегольков. У него два русских спецагента прибывают в Лондон под видом шотландцев в килтах. Танцуя в дорогом пабе национальный шотландский танец, они подбрасывают таблетку в стакан чернявому русскому олигарху с крючковатым носом и "березовскими" залысинами. У олигарха тут же случается несварение желудка под звонкий аккомпанемент отходящих газов, а в результате глупейших сюжетных кульбитов он кончает свои дни, выпав из самолета на британскую землю.

Кроме гран-при "Золотая ладья", "Русская игра" получила "Золотую ладью" и в номинации "Выборгский счет", в которой присуждаются три приза по результатам зрительского голосования. В этом разделе "Русская игра" заняла третье место, а на первом оказалась "Артистка" Станислава Говорухина.

Другие награды фестиваля

Между двумя фаворитами на второе место вклинилась приторная мелодрама Елены Николаевой "Ванечка", автор которой призналась, что для нее вручение приза большая неожиданность. Тем не менее это не помешало ей подготовиться к выходу на сцену, куда она вынесла огромного пупса, как бы символизирующего заглавного героя – сироту, которого решает подобрать и обогреть провинциальная абитуриентка ВГИКа.

Специальный приз жюри - "Серебряная ладья" за лучшую женскую роль достался исполнительнице главной роли в фильме "Артистка" Евгении Добровольской, и такую же специальную "Ладью" за режиссерский дебют Александра Касаткина "Слушая тишину" вышла получать от лица создателей картины молодая актриса Алина Сергеева (ее актерский дебют жюри отметило дипломом).

Третий спецприз выделили фильму Алексея Федорченко "Железная дорога" за творческий поиск. Хотя в результате этого поиска режиссер ничего ценного не находит (возможно, это распространенный синдром "второго фильма", который у многих оказывается бледнее блистательного дебюта), тем не менее после предыдущей федорченковской работы "Первые на Луне" автора продолжают по инерции считать человеком ищущим.

Видимо, из этих же соображений Гильдия кинокритиков отдала Федорченко приз "за содержательную кинематографическую форму, подчеркивающую абсурд современной цивилизации". За то же самое можно было вполне наградить и фильм "Разметка" Макса Вертова, который как "самый молодой кинопроект фестиваля" получил диплом "Надежда", с будущего года обещающий превратиться в полноценный приз.

Также по линии творческого поиска призом имени Саввы Кулиша был награжден фильм "Человек-ветер" Хуата Ахметова, хотя эта метафорическая притча производства киностудии Горького с участием Игоря Ясуловича в роли человека с крыльями, если и ищет что-то, то там, где уже выскребли все до блеска многие поколения поэтически мыслящих авторов.

Не менее парадоксальным образом приз президента фестиваля "за яркий режиссерский дебют" был присужден фильму Андреса Пуустусмаа "Красный жемчуг любви", хотя проект этот явно продюсерский и вдохновлен стремлением Елены Яцуры сделать трогательную любовную историю без лишних режиссерских ухищрений, зато с кассовым потенциалом.

Призом имени Станислава и Андрея Ростоцких наградили Сергея Маковецкого "за филигранное мастерство", проявленное им как в "Русской игре", так и в фильме "Искушение".

Приз Фонда Андрея Тарковского, традиционно присуждаемый не фильмам, а деятелям, вручили сценаристу Одельше Агишеву - "за последовательность в творчестве и создание философско-поэтической литературы для кинематографа".

Из других маститых кинематографистов был отмечен режиссер Виталий Мельников, со словами "Я попал в вечность" оставивший слепок руки для Аллеи славы, украшающей тротуар перед выборгским кинотеатром, где уже запечатлен добрый десяток ладоней классиков, включая Никиту Михалкова и Станислава Ростоцкого.

В благодарность за то, что в Выборге появилась такая почти голливудская достопримечательность, местная администрация наградила президента фестиваля Армена Медведева почетным знаком "За заслуги перед Выборгским районом", который во всем мире имеют всего пять человек.