Суд в США не отдал потомку Морозова картину Сезана из Метрополитен-музея
paul-cezanne.org
Суд в США не отдал потомку Морозова картину Сезана из Метрополитен-музея
 
 
 
Суд в США не отдал потомку Морозова картину Сезана из Метрополитен-музея
paul-cezanne.org

Нью-йоркский Метрополитен-музей может сохранить у себя знаменитое полотно Поля Сезанна "Мадам Сезанн в консерватории" (1891), на которое претендует коллекционер русского происхождения, утверждающий, что столетие назад большевики конфисковали картину у его прадеда. Такое решение принял во вторник апелляционный суд в Нью-Йорке, подтвердив тем самым законность вердикта, вынесенного в минувшем году нью-йоркским федеральным судом, передает ИТАР-ТАСС.

Истцом в этом деле выступал некто Пьер Коновалофф, называющий себя единственным наследником "богатого московского купца Ивана Морозова", владевшего обширной коллекцией произведений искусства.

Предположительно, Морозов приобрел полотно Сезанна за несколько лет до революции 1917 года. В иске утверждалось, что в 1918 году Морозовская коллекция была национализирована, а особняк вместе с коллекцией превращен в музей. Весной 1919 года Морозов с семьей навсегда покинул Россию и умер в Карлсбаде в 1921 году.

Коновалофф, который живет в Париже, утверждает, что большевики "систематически уничтожали свидетельства того, кто был владельцем конфискованного ими у его прадеда полотна", а затем в 1933 году продали его за границу. В конечном итоге картина оказалась в собственности у американского коллекционера Стивена Кларка, ставшего впоследствии одним из основателей Музея современного искусства в Нью-Йорке. Он скончался в 1960 году, завещав полотно Метрополитен-музею.

В декабре 2010 года Коновалофф подал иск, требуя от музея возврата картины и возмещения причиненного ущерба.

В сентябре 2011 года судья Шира Шейндлин отклонила иск, сославшись на так называемую доктрину судебной неоспоримости легитимности действий иностранного государства. В постановлении судьи, в частности, признавалось то, что "советское правительство стало владельцем картины в 1918 году посредством официального декрета". Поэтому, по словам Шейндлин, продажа картины за границу в 1933 году - независимо от того, носила ли она законный или незаконный характер, не имеет отношения к предмету судебного спора. В результате, как посчитала судья, истцу "не принадлежит никакой доли во владении картиной".

"Мы с удовлетворением восприняли решение суда, подтвердившее наше законное право на владение этим произведением искусства. Мы рады, что этой картиной по-прежнему смогут любоваться миллионы посетителей Метрополитен-музея", - заявил во вторник представитель музея Гарольд Хольцер.

Напомним, Коновалофф также пытается вернуть еще одну картину из коллекции своего прадеда, "Ночное кафе" Винсента Ван Гога. Йельский университет, которому она также была подарена Стивеном Кларком, уже подал упреждающий иск об установлении права собственности на картину.

В иске Йельского университета, в частности, указывается, что отмена перераспределения имущества, произведенного властями Советской России, находится за пределами компетенции американского правосудия.

Интересно, что Коновалофф ранее уже пытался получить материальную компенсацию за картины Морозова и Щукина, входящие в собрание российских музеев и привезенные в Лондон для выставки живописи. Российская сторона опасалась того, что наследники русских коллекционеров попытаются наложить арест на полотна, некогда принадлежавшие их предкам. Однако тогда Великобритания приняла специальный закон, который защитил картины.