Российско-чешско-бельгийский мультфильм стал первым проектом, который подвергся бойкоту со стороны большинства частных кинотеатров России из-за требования Минкульта освободить прокат от иностранного кино ради отечественного
Moscow-Live.ru / Вячеслав Акишин
Российско-чешско-бельгийский мультфильм стал первым проектом, который подвергся бойкоту со стороны большинства частных кинотеатров России из-за требования Минкульта освободить прокат от иностранного кино ради отечественного
 
 
 
Российско-чешско-бельгийский мультфильм стал первым проектом, который подвергся бойкоту со стороны большинства частных кинотеатров России из-за требования Минкульта освободить прокат от иностранного кино ради отечественного
Moscow-Live.ru / Вячеслав Акишин

Мультфильм "Гурвинек. Волшебная игра" собрал за прошедшие длинные выходные 14 миллионов рублей - почти в два раза меньше, чем прогнозировалось. Российско-чешско-бельгийский мультфильм стал первым проектом, который подвергся бойкоту со стороны большинства частных кинотеатров России из-за требования Минкульта освободить прокат от иностранного кино ради отечественного, пишут "Ведомости".

О бойкоте на прошлой неделе объявили Ассоциация владельцев кинотеатров и три присоединившиеся к ней киносети ("Синема стар", "Каро" и "Киномакс"): вместе они контролируют около 2000 кинозалов в стране и около половины продаж кинобилетов.

Поводом для бойкота стала попытка отодвинуть премьеру бельгийского мультфильма "Королевский корги", запланированную на 7 марта, как и премьера "Гурвинека". Минкульт 1 марта сообщил, что отказывает кинокомпании "Вольга" в выдаче прокатного удостоверения на "Королевского корги", сославшись на постановление правительства, по которому прокатчику могут отказывать в премьере на запрошенную дату, если в то же время выходит аналогичный отечественный проект.

Директор департамента кинематографии Минкульта Ольга Любимова подтвердила, что Минкульт предложил "Вольге" найти другую дату премьеры. Однако владельцы кинотеатров выступили против изменений дат проката иностранного кино ради отечественного.

По данным единой государственной системы кинобилетов (ЕАИС), "Гурвинек" в эти выходные показали 743 из 1900 кинотеатров страны, в основном, это небольшие однозальные кинотеатры. По данным "Афиши" и "Яндекса", в расписании киносетей, которые входят в Ассоциацию владельцев кинотеатров и присоединились к бойкоту, "Гурвинека" нет. При этом до конфликта журнал "Бюллетень кинопрокатчика" прогнозировал, что мультфильм соберет в первые выходные не менее 25 миллионов рублей.

Кинотеатры впервые выступили таким образом против политики Минкульта. В мае 2018 года ведомство предложило прокатчику отложить премьеру анимационной ленты производства США и Канады "Распрекрасный принц", совпадающую с датой выхода российского мультфильма "Садко". В январе 2018 года Минкульт перенес выход зарубежного фильма "Приключения Паддингтона-2" на более позднюю дату, чтобы лента не конкурировала в прокате с отечественным кино, и хотел сдвинуть премьеру третьей части "Бегущего в лабиринте", хотя потом чиновники передумали.

Прокатчики обвиняли Минкульт в нанесении ущерба киноиндустрии, а его главу Владимира Мединского в использовании процедуры выдачи прокатных удостоверений в качестве инструмента цензуры. Министерство предлагали вообще отстранить от выдачи прокатных удостоверений, чтобы под предлогом отстаивания интересов отечественного кинематографа оно не вмешивалось в хозяйственную деятельность коммерческих предприятий.

В свою очередь Мединский назвал "раздвижку релизов" эффективным механизмом и неоднократно заявлял, что будет "делать все в интересах российского кино, но не в интересах Голливуда". Он также говорил, что не намерен заниматься "культурным мазохизмом - оказывать господдержку тем идеям, тем авторам, тем проектам, которые работают против нашей страны". "К цензуре это отношения не имеет", - подчеркнул министр.

Между тем еще в 2015 году киносети "Синема Парк" и "Формула кино" отказались подписать соглашение между кинотеатрами и чиновниками о намерениях добровольно ввести квоты на показ отечественных фильмов в кинозалах страны. Владельцы сетей объяснили, что график выхода отечественных фильмов нестабилен, а их качество непредсказуемо. Отмечалось также, что ранее отечественному кино было обеспечено более 1/3 сеансов по стране, но заполняемость залов не превысила и 5-7%, а обеспечить рост посещаемости за счет увеличения количества сеансов невозможно.