Вдова коллекционера де Буар судится с его бывшей женой за иконы, которые та передала в ГМИИ им. Пушкина
Russian icons museum
Вдова коллекционера де Буар судится с его бывшей женой за иконы, которые та передала в ГМИИ им. Пушкина
 
 
 
Вдова коллекционера де Буар судится с его бывшей женой за иконы, которые та передала в ГМИИ им. Пушкина
Russian icons museum

В середине февраля в прессе появились сообщения о "похищении века". Татьяна де Буар, вдова известного коллекционера Михаила де Буара, заявила о пропаже из Государственного музея-заповедника "Царицыно" 191 иконы. В "краже" истица обвинила Любовь Елизаветину, бывшую жену Михаила де Буара. Накануне Елизаветина собрала пресс-конференцию, на которой сообщила, что действительно забрала коллекцию икон из Царицыно, но не тайно, а открыто, на правах собственницы, сообщает телеканал "Культура".

Любовь Елизаветина утверждает, что коллекция икон была подарена ей Михаилом де Буаром при его жизни. Однако нотариально акт дарения оформлен не был. Поэтому сейчас на коллекцию, стоимость которой эксперты оценивают в 30 миллионов долларов, претендуют прямые наследники коллекционера, в числе которых его вдова Татьяна де Буар. Вопрос о собственнике должен решить Пресненский суд. Первое слушание назначено на 12 марта.

Полная коллекция Михаила де Буара - это почти шестьсот икон. На выставке в Царицыно экспонировалась 191 икона. 75 из них Любовь Елизаветина в конце декабря передала в дар Пушкинскому музею. Именно для подготовки выставки в Музее личных коллекций, намеченной на апрель этого года, иконы и были вывезены из Царицыно. Но теперь на них наложен арест, и выставка отложена на неопределенное время.

"Бывшая жена де Буара Елизаветина в течение многих лет была владелицей коллекции. Когда он (Михаил) заболел, он понял, что ему несподручно будет самому заниматься коллекцией, а его главное желание - чтобы коллекция не была по частям раздернута наследниками, а сохранялась целой, именно поэтому он подарил ее жене", - цитирует РИА "Новости" адвоката Генриха Падву, представляющего интересы Любови Елизаветиной.

Он добавил, что наследники, требующие раздела имущества, в любом случае не останутся без наследства. По его данным, после смерти де Буара осталась его коллекция живописи, дома в России и за рубежом, а также предметы антиквариата.

"Ни на что это пока не претендует моя доверительница, главное было - сохранить коллекцию", - отметил Падва, добавив, что, "если они (наследники) будут настаивать на том, чтобы наложить лапу на иконы, подаренные государству, им придется поделиться наследством".

Адвокат также отметил, что на самом деле, вопреки заявлениям де Буар, неизвестна судьба не тех икон, которые экспонировались в "Царицыно", а тех, которые находились в ее доме. "Речь идет об остальной части коллекции: 400 штук икон, которые находились в доме, где живет вдова, действительно похищены", - заявил Падва. Он добавил, что "как раз их нигде нет и никто не знает, где они".

При этом сама Елизаветина отмечала в ходе пресс-конференции, что настоящее положение дел ее устраивает. "В данный момент я не претендую на них", - сказала Елизаветина, отвечая на вопрос о ее планах относительно остальной части коллекции икон, которая должна находиться в доме вдовы де Буара. "Хотелось бы оставить то, что существует сейчас, не тратя жизнь в судах", - добавила бывшая жена коллекционера.

Как пишет газета "Московский комсомолец", Михаил Евгеньевич Елизаветин (де Буар) был женат пять раз. Последней супругой коллекционера стала его сиделка Татьяна, а брак был оформлен в сентябре 2009 года, за 11 дней до смерти Елизаветина.

Любовь Елизаветина познакомилась с Михаилом в 1995 году, а замуж за него вышла в 2002-м. А развелись они в 2008-м, когда Любовь была на 9-м месяце беременности (от другого мужчины). Отношения между супругами оставались дружескими. Она занималась коллекцией, следила за реставрацией и организацией выставки в "Царицыно". До последних дней она находилась рядом с бывшем мужем. Однако в последние дни жизни Михаил Евгеньевич принимал сильнодействующие лекарства, так что бывшая супруга не берется утверждать, что когда он женился на Татьяне, то был в здравом уме, пишет газета. Но и утверждать, что брак фиктивный, Елизаветина не собирается.

За наследство продолжают спорить и трое детей покойного коллекционера. Одна из дочерей, Ирина Бережная, тоже написала заявление на Любовь Елизаветину. Тем не менее две иконы из коллекции Елизаветина уже вернулись государству. Выяснилось, что они находятся в розыске. Одна из них - икона Николы Зарайского с житием - была украдена из Ярославского музея-заповедника. Еще в 90-е годы она была оценена в 1,5 млн долларов. Михаил Елизаветин купил ее случайно. Еще одну похищенную икону вернула другая сторона наследников.