Компания "С.Б.А. Мьюзик Паблишинг" будет уже четвертым юридическим лицом, претендующим на песни Димы Билана
www.shoowbiz.ru
Компания "С.Б.А. Мьюзик Паблишинг" будет уже четвертым юридическим лицом, претендующим на песни Димы Билана
 
 
 
Компания "С.Б.А. Мьюзик Паблишинг" будет уже четвертым юридическим лицом, претендующим на песни Димы Билана
www.shoowbiz.ru

В судебном процессе между Димой Биланом и продюсерской компанией "Союзконцерт", которой вдова Юрия Айзеншписа продала права на певца и его репертуар, новый скандальный поворот: объявился очередной владелец хитов Димы Билана.

По словам адвоката певца Дмитрия Жаркова, компания "С.Б.А. Мьюзик Паблишинг" просит суд признать незаконной сделку между вдовой Айзеншписа Еленой Ковригиной и продюсерской компанией "Союзконцерт" о передаче ей прав на 13 песен Димы. Как утверждают юристы, незадолго до смерти Юрий Айзеншпис продал все песни первого альбома Билана "С.Б.А. Мьюзик Паблишинг".

"Мы собираемся оспорить утверждение Елены Ковригиной о завещании Айзеншписа, - сообщил "Комсомольской правде" адвокат "С.Б.А. Мьюзик Паблишинг" Алексей Мусатов. - Суд будет проходить по месту жительства нотариуса, который выдал Ковригиной бумагу о наследовании авторских прав на Билана. У нас есть подозрение, что и компания "Союзконцерт" специально создавалась для этого судебного процесса, поскольку у нее нет даже реквизитов: ни реального адреса, ни телефона".

Компания "С.Б.А. Мьюзик Паблишинг" будет уже четвертым юридическим лицом, претендующим на песни Димы Билана. Но, по мнению большинства юристов, авторские отчисления от исполнения каждого хита совсем не велики. "В нашей стране, к сожалению, невозможно жить на авторские отчисления, - объясняет ситуацию адвокат Дмитрий Жарков. - В случае с Димой Биланом, как и в большинстве сегодняшних тяжб, права на песни используются лишь как инструмент давления на артиста".

Напомним, в 2002 году Дима (Виктор) Белан заключил с Юрием Айзеншписом соглашение, согласно которому продюсер организовывал всю творческую деятельность певца, вплоть до репертуара. После смерти Айзеншписа принадлежавшие ему авторские права по наследству перешли его сыну Михаилу. У Билана же появился новый продюсер - Яна Рудковская, жена брата супруги московского мэра Виктора Батурина. Елене Ковригиной (мать и законный представитель 14-летнего Михаила Айзеншписа) не удалось договориться с Биланом. И тогда она переуступила авторские права, а также договор с продюсером "Союзконцерту".

Новый правообладатель проекта "Дима Билан", компания "Союзконцерт", захотела взыскать с популярного певца не только компенсацию в размере 5 млн 20 тысяч рублей за нарушение авторских прав, но и потребовала отобрать у него сценический псевдоним "Дима Билан".

Однако 5 июня Мосгорсуд отменил решение об аресте имущества Билана, и дело было возвращено в районный суд для нового рассмотрения.

По основному иску рассмотрение дела по существу в Дорогомиловском суде назначено на середину июля.

Как через суд у артистов отбирают их песни

"У каждого конфликта своя история, но в ситуации с большинством исполнителей песня - весьма весомый аргумент, - говорит Сергей Пудовкин, продюсер Витаса. - Часть певцов напрямую зависят от репертуара и вряд ли смогут собрать залы без своих шлягеров, отнятых в суде. Чтобы избежать такого давления, я, например, официально зарегистрировал товарный знак "Витас" в Европе".

В подобной ситуации оказалась не так давно певица Катя Лель. Суд между исполнительницей и ее продюсером Александром Волковым продолжался почти три года - Волков пытался в суде оспорить право Лель выступать на сцене и исполнять половину репертуара. Но президиум Московского городского суда признал иск Волкова не соответствующим Конституции России.

"Речь шла не просто о песнях, а о возможности работать, - утверждает Катя Лель. - Суд был единственным способом защиты. Если артист молодой, он, естественно, подпишет все что угодно. Он незнаком с юридическими тонкостями контрактов и вообще не представляет, что с ним будет завтра. Я знала, что документ, который подписываю, незаконный, но меня принудили".

"Что же касается авторских отчислений - это копейки, которые идут создателям песни, а не артистам и продюсерам, - продолжает Лель. - Но если певец не имеет права исполнять свои шлягеры, значит, он не может и зарабатывать на концертах. А это уже совсем другие деньги".

Другой способ давления на исполнителя - права на его имя, которое после регистрации становится товарным знаком. Например, группа "Премьер-Министр" переименовалась в непонятное "ПМ", поскольку права на ее имя принадлежат продюсеру Евгению Фриндлянду, который тут же создал новую группу "Премьер-Министр".

Бывший продюсер Натальи Подольской пытался в суде оспорить не только ее право исполнять определенный репертуар, но и выступать под именем Наталья Подольская. "К счастью, дело я выиграла и теперь свободный человек, - говорит Наталья. - Игорь пытался отобрать имя, которое мне дали родители. По сути, он хотел запретить мне жить".

Но не всегда артисты оказываются невиновными в предъявляемых им обвинениях. Например, группа "Руки вверх!" проиграла недавно суд столичной музыкальной компании за права на часть творческого репертуара. В суде выяснилось, что сначала музыканты подписали контракт с компанией JSP. Но когда последние обратились за вознаграждением к группе "Руки вверх!", оказалось, что все отчисления за публичное исполнение песен принадлежат Независимому агентству авторских прав (НААП). С этой компаний "Руки вверх!" заключили договор в 2000 году, хотя контракт с JSP у них был подписан еще в 1997 году. В итоге суд постановил, что часть песен принадлежит первой компании, а договор с НААП недействителен. Теперь группе "Руки вверх!" придется расплатиться за торговлю авторскими правами в обе стороны.