Валентин Черных
Russian Look
Валентин Черных
 
 
 
Валентин Черных
Russian Look

Заслуженный деятель искусств РСФСР, сценарист Валентин Черных скончался в Москве на 78-м году жизни, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на Союз кинематографистов (СК) РФ.

"Валентин Константинович скончался 6 августа в Боткинской больнице. Дата и время прощания со сценаристом будут известны во вторник", - подчеркнули в Гильдии сценаристов СК РФ.

По словам режиссера Сергея Снежкина, работавшего с Черных над картиной "Брежнев", он был одним из немногих сценаристов, которые работают с режиссером до завершения фильма.

"Мы работали и над сценарием, и когда был съемочный период, и когда был монтаж. В моем архиве даже сохранились листы, на которых он писал. У него был очень неразборчивый почерк, как у участкового терапевта, и он писал огромное количество листов: свои варианты монтажа, переставления планов, сидел рядом со мной в монтажной. Мы очень много работали. Он был одним из немногих сценаристов, которые принимают участие на всех этапах работы над фильмом", - рассказал он агентству.

Снежкин добавил, что для него новость о смерти Черных стала неожиданностью.

"Валентин Константинович был очень крепкий человек. Несмотря на то, что я учился на режиссерском факультете, Валентина Константиновича я считаю своим учителем и наставником. Я очень много общался с ним и с его женой - Людмилой Александровной, очень часто бывал у них дома. Я с ним дружил, а с его стороны это была помощь и покровительство", - сказал он.

"Мы были соседями по даче (были - до сегодняшнего дня). И пока все суетились или расслаблялись, он ходил и наблюдал. Подсаживался к столу на пикнике, в основном молчал и слушал. Брел, делая вид, что никого не замечает, а мотал на ус. Все в копилку, все на грандиозный склад, где хранились каркасы судеб, детали житейского обихода, реплики, манеры ходить и сидеть; его, кажется, не очень интересовали деньги как таковые и успех сам по себе, ему был интересен только человек и его подробности", - написал в своем блоге на сайте "Эха Москвы" известный журналист и писатель Александр Архангельский.

Валентин Черных родился 12 марта 1935 года в Пскове. Окончил фабрично-заводское училище, работал на судостроительном заводе, в различных газетах, затем поступил на сценарный факультет ВГИКа (мастерская Вайсфельда, Фокиной), который закончил в 1967 году.

В кино дебютировал в 1972 году, написав сценарий к фильму "Человек на своем месте". Является автором сценария для фильма "Москва слезам не верит" режиссера Владимира Меньшова, удостоенного премии "Оскар". Среди других известных работ - "Любовь земная", "Выйти замуж за капитана", "Любить по-русски", "Свои", "Брежнев", "Дети Арбата" и многие другие.

С 1981 года преподавал сценарное мастерство студентам ВГИКа. В 1987 году совместно с Валерием Фридом и Эдуардом Володарским создал объединение "Слово" на киностудии "Мосфильм".

Меньшов: Черных был замечательный придумщик

"Мы с Валей встретились на картине "Человек на своем месте", которая снималась в 1972 году на киностудии "Мосфильм". Сценарий был написан Черныхом, я там играл главную роль. Это картина Алексея Сахарова. Легенда гласила, что этот сценарий пришел на "Мосфильм" самотеком, по почте, в главную редакцию. И кто-то его прочел и сказал: "Слушайте, хороший сценарий, давайте попробуем". Случилось чудо: из самотека был вырван один сценарий, который оказался осуществлен. Сахаров им заинтересовался. Был большой интерес "Мосфильма", потому что это была сельскохозяйственная тема. За нее в то время никто не хотел браться, потому что никто не хотел рассказывать про производство и сельское хозяйство, все хотели снимать картины про творческие муки интеллигенции. Но случилось так, что этот фильм получился, заинтересовал зрителя. Я получил приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале в Алма-Ате в 1973-м. Судьба сложилась и у Черныха, и у меня", - рассказал агентству режиссер Владимир Меньшов, снявший фильм "Москва слезам не верит" по сценарию Валентина Черныха.

Позже Меньшов работал с Черныхом на картине Юлия Карасика "Собственное мнение". "Это тоже была очень острая для того времени тема - о новых производственных отношениях, которые еще не были отражены в кинематографе. Случилась вторая картина, где я опять сыграл главную роль. И, вроде как, было достаточно органичным обращение ко мне Черныха - уже как к режиссеру, потому что я снял к тому времени картину "Розыгрыш". И он предложил мне историю "Москва слезам не верит", - отметил Меньшов.

По его словам, сценарий Черных предлагал не только Меньшову, но и другим режиссерам. "Но я был одним из немногих, может быть, единственным, кто сказал, что это интересно и можно попробовать. Конечно, не все мне нравилось в сценарии. Было дописано большое количество сцен, многие переделывались, из односерийной картина стала двухсерийной. Но я никогда не забуду, что первый вариант - это вариант Валентина Черныха. Это я благодарно помню. Это он придумал этих людей, эти отношения, эту завязку, эту развязку! Дальше я действительно много вмешивался, и это было предметом наших сложных взаимоотношений, но я никогда от этого не откажусь: без Валентина Черныха мне не было бы над чем работать, не было бы этой истории", - подчеркнул Меньшов.

После работы над фильмом "Москва слезам не верит" режиссер периодически встречался с Черныхом на киностудии "Мосфильм", и они даже строили планы на будущее. "Он всегда был любопытен, нов, нетрадиционен. К нам обращались с предложением сделать вторую часть "Москва слезам не верит". Я отказывался, но Валя говорил, что можно что-то придумать, какие-то варианты мне предлагал. Бог его знает, может быть, и родилось что-нибудь. Он был замечательный придумщик, у него всегда были оригинальные идеи. Он был очень важным в нашем кинематографе человеком", - заключил режиссер.