Знаменитая картина XVII века "Сводня" оказалась шедевром великого фальси­фикатора ван Меегерена, продавшего подделок на $100 млн
svodnya.ru
Знаменитая картина XVII века "Сводня" оказалась шедевром великого фальси­фикатора ван Меегерена, продавшего подделок на $100 млн
 
 
 
Знаменитая картина XVII века "Сводня" оказалась шедевром великого фальси­фикатора ван Меегерена, продавшего подделок на $100 млн
svodnya.ru

В мире изобразительного искусства очередная сенсация. Причем тройная.

Картина, которую признано датировать XVII веком и относить к кисти неизвестного копииста знаменитой "Сводни" работы фламандского художника Дирка ван Бабюрена, оказалась подделкой.

Полотно, хранящееся в лондонском Институте искусства Курто, располагающем собственным художественным собранием, оказалось на три века моложе. Это подтвердила экспертиза, которая обнаружила в составе краски картины химические соединения, характерные для красок середины XX века. Об этом сообщил британский канал BBC One.

Но в самом утверждении, что эта картина подделка, никакой сенсации нет. Ключевое здесь - имя автора подделки и его история, оказавшая серьезное влияние на восприятие фламандской живописи в середине прошлого века, - Хан ван Меегерен.

Итак, в чем сенсации:
1) полотно изначально считалось подделкой, когда его нашли в 1947 году;
2) картина была признана шедевром неизвестного мастера XVII века после экспертиз в 2008-2009 годах;
2) в 2011 году холст вновь признан подделкой, но уже приобрел знаменитого автора, ценность авторства которого сравнима с именами великих художников.

История этой копии знаменитого шедевра Дирка ван Бабюрена, изображающего сценку интимной жизни и относящегося к низшему разряду голландской жанровой живописи, хотя и очень ценимой, началась в 1947 году. Но чтобы рассказать о ней, необходимо поведать о выдающемся художнике, чье имя теперь будет стоять под картиной.

Это известный фальси­фикатор начала XX сто­ле­тия Хан ван Меегерен, кото­ро­му на протяжении десятилетий удавалось выполнять ис­кусные подделки работ старых мастеров и обмануть своих покупателей на сумму, которая в сегодняшнем эквиваленте равна 100 миллионам долларов.

Хенрикус Антониус ван Меегерен, родившийся 10 октября 1889-го и скончавшийся 30 декабря 1947 года, был голландским живописцем и портретистом. Но художником его признали лишь после десятилетий тайного подделывания картин. Вначале он стал выдающимся фальсификатором, имитируя манеру великих художников.

Хан ван Меегерен получил хорошее образование. В 18 лет поступил в Дельфтский технологический институт, где слушал курс архитектуры, а одновременно с этим учился в Школе изящных искусств.

Получив хвалебные отклики на первые работы, Хан решил продавать свои картины, чтобы заработать денег. Но они не удостаивались серьезных похвал. Зато его охотно принимали в высшем свете и ценили за умение угодить заказчику. Художник неоднократно пытался сменить стиль, но и это не приносило результатов. Как-то в журнале "Боевой петух" Хан в своей статье написал, что критики, подавляя в искусстве все новое и живое, обращают внимание лишь на подписи известных мастеров.

Вскоре, обосновавшись на Лазурном берегу Франции, Меегерен создал две картины в стиле великого голландского художника Франса Хальса "Смеющийся кавалер" и "Довольный курильщик". Он показал эти работы известному искусствоведу Абрахаму Бредиусу, но тот сразу определил, что обе картины - подделка. Но мысль об имитации картин великих художников не покинула голову молодого мастера.

Он стал тщательно изучать биографии и творчество голландских художников XVII века, их манеру письма и особенности техники. Надо отметить, что в нидерландских музеях в то время хранилось мало картин национальных мастеров - Рембрандта, Хальса, Стена, ван Дейка, Рейсдаля, де Хооха... Поэтому всех любителей искусства в 1932 году порадовало сообщение искусствоведа Абрахама Бредиуса о том, что на рынке художественных произведений в Гааге объявилась картина "Дама и кавалер у спинета", принадлежащая кисти "художника художников" Яна Вермеера. А чуть позже в частной коллекции в Италии была обнаружена картина "Христос в Эммаусе", которая, по мнению специалистов, также являлась работой Вермеера.

Оказалось, что эту картину Вермеера случайно приобрел в Италии ван Меегерен, который уже после экспертизы перепродал ее за огромную сумму в 550 тысяч гульденов.

Потом ван Меегерен "обнаружил в частных коллекциях" еще несколько картин, принадлежащих кисти великого голландца: "Тайная вечеря", "Исаак, благословляющий Иакова", "Омовение ног". Все они были перепроданы им в музеи. Ван Меегерен стал богатым и уважаемым в Нидерландах деятелем культуры. После этого нашли признание и его собственные работы.

С 1939 по 1943 год ван Меегерен создал 13 подделок, восемь из них были проданы за 7 миллионов 254 тысячи гульденов. Несколько полотен были проданы в частную коллекцию самому рейхсмаршалу нацистской Германии Герману Герингу. Из-за этого в 1945 году художника и арестовали, обвинив в расхищении национального достояния и продаже нацистам полотен "великих фламандцев". Чтобы избежать высшей меры наказания, Меегерен в 1947 году сделал сенсационное признание - это он написал эти картины. Обыски на его вилле на юге Франции и дополнительные экспертизы доказали правоту слов подсудимого. Среди полотен, найденных тогда в его доме, была и "Сводня". Назвал ли ее сам Меегерен своей работой, неизвестно, но картину как-то сразу признали подделкой.

Сомнения пришли позднее. В 1970-х годах голландский искусствовед Марейке ван ден Брандхоф заявил, что это подлинник XVII века, но экспертизу тогда проводить не стали. И только в 2009 году специалисты сделали вывод: картина написана на старом холсте, и на ней не было обнаружено никаких современных красящих веществ.

Теперь же экспертиза говорит иное: в краске найдены синтетические смолы, которых просто не могло быть в XVII веке. Меегерен очень хорошо знал свое дело и просто ошеломил искусствоведов своим знанием составов старых красок, старения полотен и, главное, знанием "почерка" знаменитых фламандцев.

Сам же Меегерен на суде рассказывал, как он создавал и старил картины, какие средства применял, чтобы достаточно свежая масляная основа соскобленных со старинных картин красок не подверглась действию растворяющих спиртов, как прокрашивались тушью кракелюры для придания им вида въевшейся в трещины за двести лет пыли и грязи...

Ван Меегерен научился сам приготовлять краски, нашел поставщиков других редких веществ. К концу 1934 года ему удалось изобрести такие масляные краски, которые в специальной печи при температуре 105 градусов затвердевали по истечении двух часов настолько, что их не брал обычный растворитель.

Суд провел следственный эксперимент: Меегерену доставили необходимые материалы, кисти, полотно, и в присутствии экспертов он "создал" последнее полотно Вермеера: "Молодой Христос в храме среди учителей". В итоге эксперимента было установлено, что Меегерен - фальсификатор, а картины, приписываемые Вермееру, - подделки.

В результате суд приговорил фальсификатора к одному году заключения. Но 30 декабря художник умер от обширного инфаркта. К этому времени он стал самым популярным человеком в стране. И из расхитителя национальных сокровищ он превратился почти в национального героя, продававшего фашистам за баснословные деньги свои подделки.

Мечта Меегерена о всемирной известности исполнилась - его работы кисти якобы великих мастеров хранятся во многих музеях и коллекциях. Его "Христос в Эммаусе" находится в музее Бойманса-ван-Бойнингена, владельцы которого все еще утверждают, что это подлинный Вермеер. Там же находятся полотна "Голова Христа" и "Тайная вечеря", а "Грешница" помещена в Государственную коллекцию в Гааге, но, правда, с указанием авторства Меегерена. Написанная же в присутствии судебных экспертов картина "Молодой Христос перед учителями в храме" хранится в частной коллекции.

Теперь этот список пополнила и картина "Сводня".