Фото: Элла Памфилова проголосовала на одном из участков Московской области (Истра, участок 783)
ЦИК РФ / ВКонтакте
Фото: Элла Памфилова проголосовала на одном из участков Московской области (Истра, участок 783)
 
 
 
Фото: Элла Памфилова проголосовала на одном из участков Московской области (Истра, участок 783)
ЦИК РФ / ВКонтакте

"Нет ничего глупее, чем думать, что нынешний голосовательный цирк о поправках в Конституцию (а не в задницу, кстати, как многие думают) пройдет и исчезнет. То есть, что осенью мы вернемся к тем, пусть и ущербным и обманным, электоральным процедурам, которые были у нас хотя бы пару лет назад", - пишет политолог в Facebook.

"Нет. Не так важно, за что вы голосуете, но важно - как, по какой процедуре. И это совершенно обманное, советское голосование, где можно обманывать вас хоть электронно, хоть на скамеечке, хоть в багажнике автомобиля, хоть на дому - оно теперь будет всегда. Это новая норма.

Основной ресурс электоральной победы Кремля (помимо невозможности проконтролировать результаты и соответственно - прямого подлога) - это принудительное голосование на рабочем месте. По-английски (в сравнительной политологии) это называется working place mobilization. То есть людей по месту работы заставляют голосовать под угрозой потери работы или более мягких, но ощутимых экономических санкций (премии не будет!).

Этот механизм был опробован на путинских президентских выборах 2018 года (и считался адским успехом команды Кириенко). Именно он позволил нарисовать Владимиру Путину результат 78%. И именно этот успех был стимулирующим фактором для Путина попытаться сделать то, что он делает сейчас: отменить ограничения по срокам.

Не буду пытаться не быть нескромным, но после выборов 2018 года я писал, что авторитарные правители, которым удавалось обеспечить себе такой результат на президентских выборах, обычно следующим шагом отменяют ограничение по срокам президентства. Формально вывод был основан просто на сравнительных данных, а по смыслу тут дело в том, что если можно так, то можно - все. И вот - ВСЕ наступило.

Надо понимать, что это институционально и чисто технически работает так. По очень приблизительным моим прикидкам в 2018 году этим механизмом (принуждение к голосованию со стороны работодателя) были охвачены от 5 до 10 млн человек. Но страшно только в первый раз. Дальше - легче. Известно, как и на какие педали жать, есть сеть организации, люди знают, что от них хотят, и знают, что другие уже так голосовали. Это и есть новая норма.

И так теперь будет всегда. 10-20 миллионов человек по стране будут как заведенные ходить на выборы, которые никто не будет контролировать, и голосовать там за свою премию в квартал. В этом состоит смысл того, что происходит, а не в чем-то другом".