Кирилл Колчанов / commons.wikimedia.org

"Увольнение Максима Иванова и Ивана Сафронова из "Коммерсанта", а вслед за ними и уход всего отдела политики – это вовсе не частное дело одной редакции. Это прямое нарушение Конституции, в которой русским по белому написано, что "цензура запрещается", - пишет политик на своей странице в Facebook.

"Коммерсант", многих и многих журналистов которого я знаю лично, оставался все эти годы, одним их пары-тройки последних профессиональных "классических" СМИ: с лицензией, с региональной сетью, работавшим в разных форматах. Пространство свободы для его сотрудников сужалось быстрее шагреневой кожи, но все же оставалось. Но сейчас – новое звено цепи. Думаю, что последнее. Надеюсь, что Матвиенко и Усманову приятно чувствовать себя людьми, уничтожившими легендарное издание. Герострат свою славу получит.

Потому что нынешняя история, с прямым давлением "акционера", а на самом деле – олигарха, ставит крест на классической модели СМИ в России. Теперь на картину лег последний мазок. СМИ в России могут быть или маленькими, или заграничными. Только в этих двух случаях они будут гарантированы от вмешательства государства. И будут отлично работать безо всяких аккредитаций, лицензий и прочих условностей.

В нормальной системе попытка увольнения журналистов за объективный материал закончилась бы судом и огромными компенсациями для них. В ненормальной – нашей – олигарх, "развивающий" издательский дом вслед за интернетом, спокойно переварит еще не один доставшийся ему из-за близости к власти проект. Потому что единственный критерий успешности для него – лояльность.

Но для нас – читателей (и ньюсмейкеров) – ничего не изменится. Мы как видели соцсети конкретных авторов – так и будем. Помните, как уволили из того же "Коммерсанта" Марию Карпенко, автора телеграм-канала "Ротонда"? Канал продолжает существовать лучше прежнего, а вот "Коммерсант" – куда хуже.

Профессиональные журналисты не пропадают в отрыве от начальства, чем и отличаются от эффективных менеджеров".