"Лет 30 назад, пока не пришла повальная мода на "этническую пассионарость" Льва Гумилева, при философствованиях на национальную тему в ходу было понятие "эгрегора" (коллективной национальной души), вошедшего в оборот обсуждениями сочинений Даниила Андреева и псевдоиндийского мистицизма. Все говорящие и пишущие на тему рождения русской "футбольной нации" явно имеют в виду именно такое квазимистическое понимание нации", - рассуждает правозащитник и публицист Евгений Ихлов в своем Facebook.

"Дескать, пришло общее воодушевление - вторая волна после "крымнашизма" весны-лета 2014 года - и сложился русский национальный эгрегор. Ну, а дальше - знакомое конструирование: есть плоть (то что раньше звали "ваткой", а до этого - "анчоусами"), сверху нахлобучили интеллектуалов ("русских европейцев" Ходорковского), а вот и коллективная душа образовалась. "Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек..."

Чего еще надо для полноценного существования нации?

Вот здесь мы подходим к тому, для чего изучение дисциплины "сравнительная теология" очень полезно* гуманитариям. Есть принципиальная разница между мистицизмом религиозным и мистицизмом оккультным. Я чуть-чуть затрагивал эту тему, говоря о разнице между "аватарностью" и ипостасью в понимании библейских пророков.

Сейчас я затрону другой аспект "прикладной теологии".

С точки зрения еврейской религиозной традиции у каждого народа есть Ангел (Малах/Посланик). Но это не просто коллективная (соборная) душа народа, это - самое возвышенное в ней, отгороженное от злого начала. Эгрегор берет все, что зреет в массах, а Малах от много отказывается.

Поэтому настоящая Душа Нации может родиться только при совершении подвига, при самоотверженности. Именно поэтому было сказано (изложу в современных выражениях), что на Поле Куликовом собрались русские кланы, а с него вышел единый народ.

Французские и украинские примеры приводить не буду, но вот необычайно социально расколотую британскую нацию окончательно выковала Битва за Англию, выигранная ровно 78 лет назад.

А вот джингоизм времен войны с бурами и военный психоз Великой (Первой мировой) войны этого сделать не смогли.

Общий футбольный экстаз вполне может породить эгрегор. Тем более, что он - совсем кроткий и незлобивый, в отличие от имперско-реваншистской одури 2014-15 годов.

Но та одурь достаточно быстро сошла на нет, превратив недофюрера Гиркина во вполне комический персонаж, и вынудив Прилепина поскорее перенести свою тушку из донецкого окопа в московскую телестудию.

Так уходит волна, оставляя в прибрежных лужицах задыхающихся рыбок.

В евангельских терминах шовинизм и реваншизм - это Бесы, вселяющиеся в человека.
В терминах еврейских - это Дибуки - души злодеев, не нашедших покоя и захватывающих власть над людьми, делающих их своими временными "аватарами".

Русская политическая нация может обрести "Ангела", только совершив подвиг, только "пойдя на рывок".

И такой "рывок" не может быть танковым броском на Днепр и Днестр (тот самый "северный ветер", нового порыва которого уже три года ждут стрелково-прилепины всех мастей), потому что шовинизм не создает той Души, которая сможет очеловечить АдамУ (красную землю-плоть).

Кажется, я сделал теологическое обоснование необходимости Русского Майдана".


* Или, чтобы понимать, почему в еврейской традиции у ангелов (и демонов) нет свободной воли, что они - лишь "сорок тысяч одних курьеров", и поэтому не сеют соблазн (или, напротив, удерживают от них) на земном плане бытия, а источником зла в мире (в том числе и в высшим) является только и исключительно низко-животное, злобное начало в человеческом естестве.

В этом и есть отличие от христианского понимания, согласно которому именно изначальный конфликт Небесных сущностей оказался переброшен на земной уровень, и в результате люди стали рекрутами (или волонтерами) этой астральной прокси-войны, поэтому их надо всячески ограждать цензурой и карами от "идеологически чуждого влияния".