Moscow-Live.ru

"В течение дня периодически поступали просьбы прокомментировать практически одобренную инициативу Минфина о повышении ставки НДС до 22% при одновременном снижении совокупной ставки обязательных страховых взносов до тех же 22%. Как сказал министр финансов, эта операция "будет нейтральной для бюджета". Отвечаю всем и сразу", - пишет экономист на своей странице в Facebook.

"Минфин и Минэкономразвития в который раз подтвердили свою некомпетентность, приравняв налог (обязательный БЕЗВОЗМЕЗДНЫЙ платеж для финансирования деятельности государства) и страховой взнос (обязательный, но ВОЗМЕЗДНЫЙ платеж в страховые фонды в целях получения частичного страхового возмещения снижения доходов при наступлении заранее оговоренных социальных рисков, по-другому, взносы - это отложенная часть оплаты наших трудовых усилий).

Приравнивание, простительное обывателю, на уровне государственного управления факт вопиющий, предполагающий мгновенную отставку за профнепригодность".

"Исходя из представленных вводных, можно сделать как минимум пять выводов, и все они будут неблагоприятными (о выросших ценах, и не на 2%, как говорит Силуанов, а существенно больше, говорить не будем ввиду очевидности).

1. В бюджетах социальных фондов, в первую очередь Пенсионного, возникнет дополнительная дыра в 8 п. п. от действующей суммарной ставки 30%. Минфин утверждает, что бюджет компенсирует пробоину. Теперь внимание: рост объема взимаемого НДС в немалой степени зависит от инфляции (растут цены - растет НДС), так что бюджет тут выигрывает.

Правда, есть нюанс. Значительная часть налоговых агентов сегодня уплачивает НДС по ставке не 18%, а 15,25%. При новой схеме эти агенты будут платить не 22%, а 18,03%. Иными словами, если базовая ставка НДС вырастет на 22,2% (22/18), то ставка для тех, кто покупает и продает продукцию с НДС, увеличится не на 22,2%, а на 18,2% (18,03/15,25). Что приведет к дополнительным недоборам и росту дефицита бюджета. При этом почему-то в полном объеме сохраняются льготные ставки НДС в 10% и 0%, а также действующий порядок возмещения НДС при экспорте (последний пункт давно бы следовало ликвидировать, поскольку продаем в основном сырье, по идее принадлежащее всем и каждому)".

"2. Хорошо, бюджет будет компенсировать новые выпадающие доходы бюджетов страховых фондов в полном объеме. Тогда возникает ряд новых возражений. Так, уменьшаются не только поступления в ПФР, но и наши средства на индивидуальных пенсионных счетах и, как следствие, будущие пенсии. На сколько? В среднем на 27% (16%, примерную будущую ставку пенсионных взносов, делим на 22% или действующую ставку и, вычтя из частного единицу, получаем те самые 27%).

3. В связи с тем, что дыра в бюджете ПФР станет еще больше, а правительство будет исполнять свои тяжелейшие обязанности все натужнее, вопрос о повышении пенсионного возраста станет практически решенным. Нам нужно молиться, чтобы возрастную планку увеличили лишь до 63 лет у мужчин и 58 (60) лет у женщин. Вполне вероятно, что повышение пенсионного возраста будет более радикальным - денег нет, а бизнесу помогать надо. Так что работать будем до гробовой доски, а перед смертью оформим пенсию на 27% ниже той, что мы при тех же условиях получали бы сегодня.

4. Если кто-то думает, что от снижения ставок страховых взносов вырастут зарплаты, тот жестоко обманывается: они не только не вырастут, но, наоборот, снизятся, просто нам об этом не рассказывают. Во-первых, ни один работодатель сэкономленные суммы выплачивать не будет, не для того РСПП старается. А во-вторых, с нас будут вычитать "добровольные" пенсионные накопления, по нашему же, кстати, согласию, которое мы будем подписывать при устройстве на работу (при переоформлении трудовых отношений). По максимуму - это 6% от зарплаты.

5. Резко сократятся поступления в фонды ОМС, тогда как цена за оказываемые медицинские услуги имеет тенденцию к устойчивому росту. Как известно, взносы за неработающее население уплачивают региональные бюджеты, которым при новой схеме придется перечислять в ФОМС более существенные суммы, коих у них, как известно, нет. Так что очередное дно медицинской деградации становится вопросом времени. Как и часть семейных бюджетов, направляемая на оплату медицинских услуг.

Наконец, последнее. В ближайшие дни вы не раз услышите, что сэкономленные средства бизнес потратит на инвестиции в расширение производства. Не выведет за кордон, не обналичит, а инвестирует! Теперь ответьте на один вопрос: у нас что, правительство такое тупое или мы все вокруг сплошь одни идиоты?"