Москва, апрель 2020 года
andrei-anpo / DepositPhotos
Москва, апрель 2020 года
 
 
 
Москва, апрель 2020 года
andrei-anpo / DepositPhotos

"Похоже, что Россия, столкнувшаяся с эпидемией коронавируса значительно позже большинства стран, попытается ослабить большинство карантинных мер почти одновременно с Европой и Америкой, начиная со следующей недели. Решение о начале "перезапуска" экономики с понедельника на фоне выявления рекордного количества новых случаев инфекции кажется странным, но нужно иметь в виду несколько обстоятельств", - пишет экономист на своей странице в Facebook.

"Во-первых, Россия остановила свою экономику чрезвычайно рано. Когда началась первая "выходная неделя", 28 марта, в стране было 1260 подтверждённых случаев коронавируса и 4 летальных исхода; когда такие же меры 10 марта ввела Италия, там было зарегистрировано 10,1 тыс. заражений и 631 умерший; по состоянию на 22 марта, день введения подобного режима в штате Нью-Йорк, число инфицированных там превышало 9 тыс., скончались 56 человек. Хотя эпидемия развивалась в России с опозданием в 4-5 недель по сравнению с Италией, мы предприняли меры по самоизоляции всего на две недели позже. В результате до завершения первой волны эпидемии в России объективно остается больше времени, и наша экономика находится сейчас под бОльшим давлением, чем у большинства развитых стран.

Во-вторых, в последние две недели число тяжелых случаев Covid-19 остается в России приблизительно на одном уровне, как и число смертей. Это позволяет говорить о том, что одна из задач карантина решена: катастрофическая перегрузка клиник уже не стоит на повестке дня; значительная часть пациентов с диагностированным короновирусом вообще не попадает в больницы.

Сегодня сложно сказать, чем обусловлено более "мягкое" протекание эпидемии в России по сравнению с европейскими странами - но я не думаю, что следует грешить на статистику: с одной стороны, смертность не так легко скрыть в условиях нынешней информатизации; с другой - стоит заметить, что мы не выглядим аномально на постсоветском пространстве: в России на миллион населения приходится 11 смертей, в Латвии - 10, в Украине - 8 (случай Белоруссии с ее "статистикой" как раз прекрасно показывает, что существенно исказить показатели смертности невозможно - всё быстро становится явным).

Ситуация в экономике после шести недель функционирования в режиме самоизоляции остается предсказуемо тяжелой. Никого не должны вводить в заблуждение относительно хорошие результаты первого квартала - двух полных месяцев остановки производств и строек экономика не выдержит. "Перезапуск" экономики логичнее всего начинать с крупных предприятий, где можно наладить контроль над состоянием здоровья персонала, централизованно снабдить людей средствами защиты и отслеживать общение внутри коллектива.

Какое предприятие открылось первым в Германии еще 27 апреля? Крупнейший в мире автозавод Volkswagen в Вольфсбурге. Думаю, нам тоже стоит идти тем же путём. Это же относится к крупным промышленным и жилищным стройкам - тем более что власти улучшили условия по выдаче ипотеки, и вот уже цены на новостройки за апрель выросли больше, чем за весь первый квартал. Видимо, пришло время возобновлять и строительный процесс.

На мой взгляд, сегодня нет какого-то проверенного рецепта выхода из карантинного режима. Понятен лишь один тренд: нужно начинать его с тех компаний, в которых максимальны объемы производимой добавленной стоимости в расчете на одного работника, и при этом сами работники общаются с минимальным числом других людей.

Всем понятно, что рестораны не откроются еще пару месяцев, а кинотеатры и выставки как минимум до осени. Важно и то, что запуск предприятий не предполагает снижения мер предосторожности - и введение "масочного" режима можно приветствовать как не то что назревшую, а "перезревшую" меру. Нужно попытаться разделить экономику именно по признаку интенсивности общения работников между собой и с другими людьми - и начинать ее запуск от отрасли к отрасли.

Если первые шаги спровоцируют новую волну инфекции, нужно будет отступить и пересмотреть тактику - однако ждать резкого снижения количества новых случаев в российской ситуации практически равноценно экономическому коллапсу".