"В российской армии создано Главное военно-политическое управление. Об этой новости страна узнала несколько экзотическим способом — из президентского указа о назначении бывшего командующего Западным военным округом генерал-полковника Андрея Картаполова заместителем министра обороны и начальником Главного военно-политического управления Вооруженных сил. Что до указа о создании самого управления, то его не удалось обнаружить ни на сайте президента, ни на портале правовой информации. Естественно, отсутствует и Положение о новом управлении, документ, из которого можно судить, чем же свежесозданная структура будет заниматься", - пишет шеф-редактор "Ежедневного журнала".

"Хочешь – не хочешь, а вспомнишь приснопамятный советский ГлавПур, который был одним из важнейших элементов системы идеологической обработки населения СССР. Он точно так же занимал особое, отдельное место в системе Советской Армии. Правда, в отличие от тогдашнего ГлавПура нынешняя ГВПУ не входит в состав ЦК правящей партии на правах отдела. По причине отсутствия в Конституции статьи о "руководящей и направляющей". Но все, как говорится, впереди".

"...чем занимался советский ГлавПур — хорошо известно. Даже по тогдашним временам это был один из самых заскорузлых идеологических институтов. Он руководил тысячами замполитов в войсках, ставших героями бесчисленных анекдотов (армейский командир живет по принципу "Делай, как я", замполит — "Делай, как я говорю"). Но анекдотами дело не ограничивалось. Хотя офицерство было вполне лояльно руководящей линии, идейную дисциплину крепили грубым вмешательством в личную жизнь, выдумыванием идейных грехов, которые не существовали в действительности. Протоколы унизительных "разводов через партком" и политдонесения, частенько напоминавшие обыкновенные доносы, в одночасье ломали карьеры и калечили судьбы боевых командиров.

Характеристики на высших офицеров регулярно направлялись их собственными заместителями по политработе во всесильный отдел административных органов ЦК КПСС, который имел решающее слово при назначении на должность. А ГлавПур считал своей обязанностью бдить уже в масштабах всей оборонной сферы без малейшего изъятия. Критерии "идейности" были тут куда жестче стандартных советских. Достаточно вспомнить, что главпуровские чиновники умудрялись найти крамолу даже в сочинениях сверхлояльного Константина Симонова.

Однако в те, с каждым днем становящиеся все более близкими, времена, деятельность политработников имела четкую основу – единственно правильное учение в виде марксистско-ленинской идеологии в интерпретации, соответствовавшей моменту. До настоящего времени российское государство таковой официально не обзавелось. На вопросы о том, чем же будут заниматься современные замполиты, пока что отвечают лишь армейские "общественники" вроде генерал-полковника в отставке Леонида Ивашова: "Сейчас без мощной схемы политвоспитания и идеологического воспитания армию строить нельзя. Поэтому усиливается направленность политической воспитательной работы на мощной идеологической основе. Идеология заключается в том, что существующий мир нестабилен, у России объявились на Западе противники. В задачи управления входит разъяснить личному составу Вооруженных сил РФ, что для подрыва морального облика ВС РФ используется масса рычагов — от киберсистем до информационной пропаганды. Решение о воссоздании направления оправдано. Это осознанная необходимость".

Уместно вспомнить, что в советские времена в состав ГлавПура входило и 8-е управление, занимавшееся работой по разложению войск и населения противника. То есть вся идеология — это противостояние Западу, который очевидно покушается на российский суверенитет. Поэтому анонимные представители Минобороны настаивают, что единственной целью пропаганды и агитации будет воспитание в подведомственных войсках патриотизма.

Но единственным официальным воплощением Родины является на сегодня Путин В. В. Вспомним все эти рассуждения о том, что "без Путина нет России", что "Путин и есть Россия". Так что в отсутствие госидеологии новое управление скорее всего будет учить любви к главному начальнику страны. Что в условиях неизбежного затягивания поясов гражданским населением выглядит в высшей степени актуальной задачей для Кремля..."