АГН Москва / Андрей Никеричев

Кремль запретил журналистам использовать крупные плакаты на большой пресс-конференции президента РФ Владимира Путина, которая пройдет 19 декабря в 15-й раз. Департамент аккредитации и брифингов управления пресс-службы и информации президента разослал всем аккредитованным представителям прессы письма с просьбой не использовать плакаты размером более формата А3 (297×420 мм), "так как это мешает работе фотографов и операторов", передает РИА "Новости".

До сих пор плакаты были одним из верных способов выделиться и привлечь к себе внимание на пресс-конференции Путина. Так, в 2017 году президент дал слово журналистке из Татарстана, разглядев на ее плакате надпись "Путин бай-бай", хотя на самом деле там было написано "бабай", то есть дедушка по-татарски. В прошлом году он "разрешил" журналистке размахивать большим триколором, который мешал операторам. "Российский флаг никому не может мешать", - констатировал Путин и дал ей задать вопрос.

Теперь журналистам придется искать другие способы привлечь внимание главы государства, например, многие и раньше уже приходили в карнавальных и национальных костюмах. Портал E1.ru, ведущий онлайн-трансляцию из Центра международной торговли в Москве, где пройдет пресс-конференция, сообщает, что один из представителей СМИ пришел с иконой. Им оказался болгарский журналист Атанас Стефанов. Икону он хочет подарить Путину, а заодно спросить про болгарский газопровод, который строится в партнерстве с Россией.

Корреспондент ГТРК "Мордовия" Александр Данильев пришел на конференцию в праздничной национальной рубашке. Он хочет задать Путину вопрос про перепись населения, которая начнется в апреле 2020 года, о мерах повышения демографии, этнотуризме и этнокультурном разнообразии.


Немецкий журналист: это шоу, к которому нельзя относиться серьезно

Deutsche Welle поговорила с немецким журналистом Манфредом Квирингом, который с 1980-х годов работал корреспондентом в Москве, пишет книги о России и следит за большими пресс-конференциями Путина. Он также участвовал в первой из них в 2001 году. По словам Квиринга, тогда "все было заранее четко распланировано". "Нужно было задолго до начала прийти в Кремль, пройти тщательный контроль, а потом сидеть в зале до окончания пресс-конференции", - рассказал журналист.

В таких условиях было сложно работать, так как мобильные телефоны брать было нельзя, и связаться с редакцией, соответственно, тоже. "Я потом стал следить за этими пресс-конференциями в корпункте по российскому телевидению и параллельно готовил материал для редакции", - объяснил Квиринг.

По его мнению, тогда вопросы, "скорее всего, были согласованы", но, "в любом случае, тогда с журналистами обращались более либерально, чем сейчас". "Сейчас все настолько срежиссировано, что без согласования и разрешения задать вопрос невозможно", - заявил Квиринг.

Он отметил, что сначала атмосфера на пресс-конференциях была "сдержанно-дружественная", с отдельными "жесткими нотками". После возвращения Путина в кресло президента в 2012 году "националистические акценты стали более четкими и агрессивными", а после присоединения Крыма и на фоне войны в Донбассе "все стало еще жестче".

Квиринг рассказал, что больше всего был шокирован заявлением Путина о генном коде России, который "почти наверняка является одним из наших главных конкурентных преимуществ в сегодняшнем мире" (цитата по сайту Кремля). Президент РФ сказал это в 2014 году, но не на пресс-конференции, а во время "Прямой линии", отвечая на вопрос, что для него есть русский человек и русский народ.

Тогда президент выразил мнение, что русские "менее прагматичны, менее расчетливы, чем представители других народов, но зато мы пошире душой. Может быть, в этом отражается и величие нашей страны, ее необозримые размеры". Путин также сказал, что русский человек "развернут вовне, в общество". "Вот в этом и есть глубокие корни нашего патриотизма. Вот отсюда и массовый героизм во время военных конфликтов и войн и даже самопожертвование в мирное время. Отсюда чувство локтя, наши семейные ценности", - сказал глава государства.

"Такого расистского высказывания я до этого в России никогда не слышал. Для меня это был шок", - прокомментировал немецкий журналист. По мнению Квиринга, Путин "действительно наслаждается тем, что находится в центре внимания и быстро может ответить на любой вопрос", а также пытается посредством большой пресс-конференции "представить себя населению в роли отца нации", особенно перед регионами.

"Все это мероприятие - это скорее что-то вроде шоу, в котором и журналисты пытаются подыгрывать, привлекают к себе внимание табличками и другими вещами, чтобы, возможно, задать вопрос "великому мэтру". В конце концов, к этому нельзя относиться серьезно", - заключил Квиринг.