www.ferghana.ru

Еврейская община Таджикистана озабочена судьбой единственной синагоги республики, которая, согласно новому генплану Душанбе, должна пойти под снос.

Как уже сообщало агентство РИА "Новости", в июне 2004 года Главный раввин Центральной Азии Абе Давид Гуревич, посетивший Таджикистан, и мэр таджикской столицы Махмадсаид Убайдуллоев определили место для строительства новой синагоги: из всех предложенных мест еврейская община выбрала территорию, расположенную неподалеку от набережной реки. Однако члены еврейской общины до сих пор пытаются привлечь общественное внимание к этому вопросу.

"Синагогу сносить нельзя!"

По словам Михаила Абдурахманова, который корреспонденту информагентства "Фергана.ru" представился раввином религиозной общины евреев Таджикистана, синагога является не только духовным и религиозным центром, но и местом общения и проведения различных общинных мероприятий, праздников, религиозных обрядов.

"Синагога и община существуют в Душанбе более ста лет, - рассказал М. Абдурахманов. - В начале XIX века, когда Душанбе еще не было как города, на перекрестке дорог действовал базар, куда по понедельникам съезжались торговцы. Среди них были бухарские евреи, которые и воздвигли эту синагогу".

На территории нынешнего Таджикистана евреи оказались, будучи плененные Тамерланом, среди них было немало специалистов по производству шелка, ремесленников и торговцев. А после Октябрьской революции Душанбе стали обживать и евреи, прибывшие из разных уголков мира.

Еврейская община Таджикистана состоит из двух субэтнических групп - бухарские евреи и ашкеназские, продолжил свой рассказ М. Абдурахманов. Первые - это евреи, которые впитали восточную культуру, вторые - европейскую. Если раньше эти две группы в душанбинской синагоге молились раздельно, то теперь шабат они проводят вместе, как и другие еврейские праздники, – из-за малого числа прихожан и отсутствия условий для проведения раздельных мероприятий.

До 1956 года в центре Душанбе действовала еще одна синагога, третья находилась в городе Худжанде. Но в последние десятилетия двадцатого века в связи с интенсивным оттоком граждан еврейской национальности в Израиль, США и европейские страны эти синагоги закрылись из-за отсутствия прихожан.

До начала гражданского противостояния в республике в 1992 году в стране насчитывалось более тридцати пяти тысяч евреев, в настоящее время, по словам Абдурахманова, их осталось здесь триста пятьдесят. А шабат - религиозный обряд, который проходит по субботам, - посещают всего восемь-десять прихожан.

Кроме своего основного предназначения синагога выполняет функцию культурного центра и места общения для оставшихся в Душанбе евреев, которые, в основном, являются представителями социально незащищенных слоев населения – пенсионеров и инвалидов. При синагоге работает библиотека, в которой, кроме духовной литературы, есть произведения классиков, художественная и историческая литература, еврейская энциклопедия, рассказывающая об истории общины евреев Таджикистана. Здесь работает также гуманитарная столовая, предоставляющая неимущим гражданам еврейской национальности двухразовое питание. Гуманитарную помощь синагоге оказывают международные организации и христианские общины, присылая сахар, крупы, масло и другие продукты.

"При советской власти синагога была отдана еврейской общине в бесплатное пользование, а сейчас мы - бесхозные, - сокрушается М. Абдурахманов. - Власти города хотят снести синагогу, поскольку намерены использовать ее территорию под строительство, и предлагают построить для общины новую синагогу в другом месте, которая нам выделена. А нам принципиально важно месторасположение синагоги".

По мнению Абдурахманова, это ветхое здание является культовым сооружением, которое нельзя сносить. Но ценность синагоги, по его словам, заключается даже не в самом здании, а в том, что вся еврейская община исторически расселилась вокруг него, поэтому и сегодня живущие недалеко от своего храма престарелые члены общины могут без проблем добраться до синагоги.

"Согласиться на выделение другого участка означает признать законным снос синагоги, а мы признавать этого не намерены", - заявляет М. Абдурахманов.

"Перенос синагоги согласован с главным раввином Центральной Азии"

В среде еврейской общины бытует и иной взгляд на эту проблему. Один из членов общины, попросив не называть его имени, заявил, что "с самого начала средства массовой информации вводят в заблуждение. Михаил Иосифович Абдурахманов не является раввином религиозной общины евреев Таджикистана. У евреев республики один раввин - Главный раввин Центральной Азии Абе Довид Гуревич, который находится в Ташкенте. А Михаил - просто чтец молитв и псалмов на шабате.

Он говорит, что в Таджикистане зарегистрировано около трехсот пятидесяти евреев, что не совсем верно: евреев здесь около двухсот человек, но не все они являются верующими и посещают синагогу. В настоящее время на службу приходят пять-шесть человек. Действия этой небольшой группы прихожан синагоги во главе с Абдурахмановым наводят на мысль, что они в вопросе сноса преследуют какую-то личную выгоду", - считает источник "Ферганы.ru".

"Власти города неоднократно предлагали им участки под строительство синагоги, но они постоянно находят какую-либо причину, чтобы отказаться. Понятно, что центр города - престижное место, но все же надо быть объективными. Михаил говорит, что на строительство новой синагоги на прежнем месте финансы нашлись бы, что до синагоги в другом районе города прихожанам будет трудно добираться, – это бред. Если бы нашлись средства на возведение трехэтажного здания синагоги, то нашлись бы и деньги на приобретение транспорта для верующих евреев. Тем более что город невелик и чтобы с одного конца доехать до другого понадобится не более двадцати минут.

Все это говорит о том, что в вопросе переноса синагоги замешан личный интерес. Тем более что договоренность о переносе между администрацией города и главным раввином Центральной Азии достигнута", - заключил собеседник ИА "Фергана.ru".

Представитель столичной администрации подтвердил, что мэрия Душанбе в течение последних лет предлагает религиозной общине евреев Таджикистана несколько участков земли на выбор. "Но причина их отказа неизвестна. Этим вопросом занимаются сотрудники прокуратуры города. Между тем, мэр города Душанбе и Главный раввин Центральной Азии при личной встрече обсудили все вопросы относительно еврейской общины Таджикистана и определили место под строительство новой синагоги на территории города», - подчеркнули в столичной администрации.

Напомним, что в мае 2006 года президент Таджикистана Эмомали Рахмон принял президента Евро-Азиатского еврейского конгресса (ЕАЕК) Александра Машкевича. В ходе встречи особое место занял вопрос о единственной действующей в республике синагоге. "Мы окончательно уладили все недоразумения, - заявил после встречи Машкевич журналистам, - Президент Рахмонов заверил меня, что выделит самый подходящий участок в центре города, для того, чтобы пожилые члены общины не мучались, добираясь на окраину. ЕАЕК вместе с таджикскими меценатами полностью возьмет на себя расходы по сооружению нового еврейского дома".

Зачем сносить синагогу

Сегодня душанбинская синагога находится в плачевном состоянии. Одноэтажное здание с внешностью полуразвалившегося барака стоит среди других развалин и совсем не похожа на культовое сооружение. Единственная примета, свидетельствующая о былой значимости еврейской синагоги, - шестиконечная звезда на воротах.

Местные власти намерены построить на ее месте Дворец Наций и мемориальный архитектурный ансамбль, посвященный основателю первого централизованного государства таджиков Исмоилу Сомони.

Стоит отметить, что проект преобразования территории, на которой сегодня находится ветхое здание синагоги, появился еще в советское время, и в тогдашних планах было четко указано, что на месте синагоги должен быть возведен Дворец Наций.

Рядом с Дворцом Наций будет разбит парк с развлекательным комплексом для отдыха горожан общей площадью десять гектаров. План строительства парка предусматривает сооружение восьмидесяти террас со светомузыкальной композицией, струйных фонтанов, детских аттракционов, концертных площадок, выставочных залов и развлекательных центров для жителей и туристов, что, безусловно, повлияет на облик Душанбе, внеся своеобразный колорит в архитектуру столицы Таджикистана.